ет на всем постсоветском пространстве человека, кто бы не знал о подвиге Сталинграда, ибо Сталинградская битва была одним из самых кровопролитных сражений второй мировой войны.
Мы говорим — мужество, а подразумеваем — Сталинградскую битву.
Мы говорим — Сталинградская битва, а подразумеваем — мужество.
ГОРОД, ВОСКРЕСШИЙ ИЗ МЕРТВЫХ
Тема городов-героев находит у вас, дорогие читатели, много откликов. И рефреном проходит основная мысль в комментариях: главное, не предать забвению. Не предать забвению подвиг советского народа. Подвиг солдат Красной армии. Подвиг каждого, кто стал на защиту Родины — не будет забыт, пока мы об этом помним.
Но я столкнулась с одной проблемой. Материалов много, выбрать наиболее достойный, задача непростая. А уж если речь зашла о Сталинградской битве — тем более. Поэтому в данном посте речь пойдет о Мамаевом кургане. Каменные скульптуры красноречиво передают весь драматизм героической битвы нашего народа в годы Великой Отечественной войны под Сталинградом. В битве, в которой было пролито столько крови, что кажется, нет ни одного камня в окрестности, который был бы не обагрен человеческой кровью… Здесь бои не прекращались почти 200 дней.
Контроль за «высотой 102,0», как обозначался Мамаев курган на военных картах, неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, так как занимал главенствующую позицию над центральной частью Сталинграда и Волгой. Бои в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия».
Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
Вход в храм вечной славы героев битвы обозначен вводной композицией (горельефом). Она расположена на проспекте им. В. И. Ленина у подножья Мамаева кургана. Тема композиции – память поколений.
В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей Советского Союза. С венками и знамёнами они идут, чтобы отдать долг светлой памяти павших героев-воинов.
Люди движутся неторопливым шагом. Их лица сосредоточены, головы опущены. Они зовут посетителей памятника к широкой лестнице.
Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям (открыта 02.02.1983 г., дополнена 09.05.1985 г.).
В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.
Широкая лестница выводит на Аллею пирамидальных тополей.
Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля. По мере приближения к вершине кургана всё явственнее выступает композиция «Стоять насмерть», затем, как бы над ней поднимается скульптура Родины-матери.
Уже отсюда, с насыпи гребня, на котором в два ряда выстроились пирамидные тополя, видны кварталы города, заводские корпуса и заволжские дубравы.
По авторскому замыслу все эти компоненты, как фон огромной панорамы, как увертюра эпической симфонии, подготавливают чувства и настрой души посетителя к осмыслению главной темы памятника. Здесь защитники города-героя не знали страха в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров.
Приказ родины «Стоять насмерть!» жил в сознании советских патриотов до последнего вздоха.
Площадь «Стоявших насмерть»