Исторические предания, нартский эпос, фольклорные предания свидетельствуют о существовании у нахов различных воинских союзов.
В позднем средневековье одним из наиболее влиятельных воинских объединений является орден «Къонахий», который играет важную роль в политической жизни страны нахов. Къонахий – в переводе с чеченского «сыновья народа», главной целью жизни считали защиту интересов Отечества, своего народа.
Чеченский кодекс чести «Къонахалла» сложился задолго до принятия чеченцами ислама, по всей видимости, еще в аланскую эпоху. На его характер оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов и Тимура, когда война стала для нахов-аланов обычным состоянием. О древности его говорят многочисленные параллели позднейшего культа «къонаха - достойного человека, народного героя» с древнейшими слоями нартского эпоса.
В окончательном виде кодекс «къонахалла» сформировался в позднем средневековье, в период войны крестьянских общин с феодалами, в эпоху расцвета тейповой демократии, когда высшей ценностью общества была объявлена свобода, в том числе, свобода личности.
В позднейшее время духовный аспект этого кодекса испытал сильнейшее влияние ислама в его суфийском варианте, согласно которому главным смыслом человеческого существования является путь духовного совершенствования. Но при всем этом, в отличие от суфиев, къонахи не отказывались от земных радостей и активного участия в социально-политической жизни общества.
Кодекс «Къонахалла», по преданию, был записан в различных вариантах в религиозно-этических трактатах XVII - XVIII веков. До нашего времени он дошел в виде отрывков в различных хрониках, преданиях и сказаниях об исторических героях.
Публикуемый ниже текст кодекса чести «Къонахалла» записан на основе этих источников, а также материалов, собранных мной в течение многих лет.