Этические
учения античности, средневековья, в
значительной мере и Нового времени
исходили из образа человека, основным
стремлением которого является
стремление к счастью. В этом общем смысле
все они были эвдемонистическими (от
греч. eudaimonia — счастье).
Различия между ними начинались при
конкретизации того, что такое счастье
и как оно достигается. Одни считали, что
человек достигает счастливого состояния
непосредственно — в той мере, в какой
он руководствуется своим желанием
счастья и старается наиболее полно
его удовлетворить. По мнению других, ни
в понимании счастья, ни в стремлении к
нему нельзя руководствоваться
непосредственными ощущениями, путь к
счастью может даже предполагать отказ
от них. Так в этике возникли две уже
упоминавшиеся полярные теоретические
традиции, которые по имени их наиболее
ярких античных представителей получили
наименование эпикурейской и стоической.
Из них эвдемонистической принято
именовать только первую — эпикурейскую
— традицию в этике. Здесь речь идет об
эвдемонизме в узком, специальном смысле
слова. Не ставя под сомнение адекватность
такого обозначения, следует отметить,
что противоположная — стоическая —
традиция вовсе не является
антиэвдемонистической.
.