СВОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ И АГРУМЕТЫ К ТЕКСТУ
Неприятности в школе, нежелание учиться, плохие отметки – всё
происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще,
не хотим думать, потому что думать тяжело. (2)Умственный труд тяжелее
физического, человек быстрее устаёт, да и результаты не всегда налицо.
(3)Когда копают канаву или точат детали, то хорошо ли мы работали,
плохо ли, а всё же что-то сделали, что-то есть после нашей работы, что-то
изменилось. (4)Но можно продумать день, два, три, год и ничего не
придумать, всё впустую, словно и не работал, не трудился. (5)Можно
просидеть над задачкой три часа и не решить её, так что начинает казаться,
что и нечего было сидеть. (6)Умственный труд, в отличие от физического,
часто не приносит никаких результатов, несмотря на все наши старания и
даже несмотря на умение. (7)Конечно, школьный умственный труд не бывает
слишком тяжёлым. (8)Учителя выбирают такие задания, чтобы они были по
силам школьникам, чтобы их можно было выполнить. (9)Для каждого
возраста, для каждого класса – свой потолок трудности. (10)Но некоторые
ребята не выдерживают и этой небольшой нагрузки и, ещё не успев
надорваться, перестают думать – перестают заниматься умственным трудом.
(11)Они ходят в школу, что-то отвечают, что-то делают, но каждый раз, когда
надо приложить умственные усилия, они пасуют. (12)Или cпишут задачку,
или ещё как-нибудь обойдутся. (13)Постепенно они совсем отвыкают думать,
и вот тогда-то учение и становится настоящим мучением, адом. (14)Маетой.
(15)Учение без умственного труда, без думания, невозможно, оно нестер-
пимо скучно.
(16)А кто постепенно разовьёт в себе это главное человеческое
умение – умение думать, кто приучит себя думать, у кого появится лучшая из
лучших привычек – привычка всегда, постоянно думать, тот будет учиться
с увлечением. (17)Потому что умственный труд, как никакой другой, сам
в себе таит радость и обладает замечательным свойством: чем больше
работаешь умом, тем больше работать хочется.