ТЕСТОВЫЙ ТРЕНИНГ
1. Найдите неверное утверждение.
Под культурой речи понимается:
а) самостоятельная лингвистическая дисциплина
б) использование слов в несвойственном им значении
в) владение нормами литературного языка в его устной и пись-
менной формах
г) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь
поставленных задач коммуникации
2. Найдите неверное утверждение.
а) Культура речи – это владение нормами устного и письменного
литературного языка.
б) Культура речи – это соблюдение норм нравственного поведе-
ния людей.
в) Культура речи – умение использовать выразительные средства
языка в различных условиях общения в соответствии с целями и со-
держанием речи.
г) Культура речи – раздел языкознания, исследующий проблемы
нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
3. Не является аспектом культуры речи:
а) эстетический
б) этический
в) нормативный
г) коммуникативный
4. Найдите верное утверждение.
Правильность речи означает ее соответствие …
а) общепринятым нормам поведения
б) общепринятому употреблению языковых единиц
в) нормам литературного языка
г) диалектным нормам
5. Найдите неверное утверждение.
а) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употреб-
ление элементов литературного языка.
б) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэто-
му образцом нормы является художественная литература.
в) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целост-
ность.
г) Нормы помогают литературному языку сохранить общепонят-
ность.
6. Что не является источником изменения норм?
а) неологизмы
б) разговорная речь
в) диалекты
г) заимствования
7. Отметьте ошибочное утверждение.
Лексические нормы – это…
а) употребление слова в точном соответствии с тем значением, ко-
торое зафиксировано в словарях
б) правила употребления терминов и иноязычных слов
в) правила произношения сочетаний согласных в разных словах
г) правила употребления синонимичных слов с учетом различных
оттенков значения
8. Укажите правильное определение.
Паронимы – это…
а) слова, противоположные по значению
б) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию
в) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению
г) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лек-
сическую сочетаемость
9. В каком случае речь идет о диспозитивных нормах?
а) ам[нэ]зия
б) ан[тэ]нна
в) [д’]епо (допуст. [дэ])
10. В каком случае речь идет об императивных нормах?
а) лор[н’]ет (допуст. [н])
б) [д]е-факто
в) ло[т’]ерея (допуcт. [т])
11. В каком ряду приведены неравноправные варианты:
а) [д’]екан и [д]екан
б) но[в’]елла и но[в]елла
в) [т’]ермин и [т]ермин
12. В каком ряду приведены равноправные варианты:
а) инАче и Иначе
б) звОнит и звонИт
в) твОрог и творОг
г) жАлюзи и жалюзИ
13. Если неизвестна норма произношения слова «афера», Вам по-
надобится … словарь.
а) орфоэпический
б) грамматический
в) ассоциативный
г) толковый