Если же учесть, что монастыри, имевшие в конце XVII в. более ста дворов,
основывались начиная с XI в. (в этом столетии, например, возник
новгородский Юрьев монастырь, имевший в XVII в. более 600 дворов), то
общее их число составит в XIV в. 71(9), в XV в. - 103(13) и в XVI в. -
144(18) монастыря. А ведь и среди монастырей, имевших в конце XVII в.
менее ста дворов крепостных крестьян, вероятно, были и такие, у которых
земельные владения сформировались (или появились) ранее XVII в.
Именно в этот период складывались и владения архиереев. Наибольшая
вотчина была у митрополита всея Руси, ставшая патриаршей в конце XVI в.,
после учреждения патриаршества на Руси. Изучавший ее историю С. Б.
Веселовский отметил, что "истинным организатором митрополичьего дома
был... Алексей". При нем митрополичья кафедра окончательно обосновалась в
Москве, а ее земельные владения были значительно увеличены.
Образованию крупных вотчин способствовали привилегии, которые архиереи и
игумены получали от великих князей. "Привилегированность митрополичьих и
монастырских земель, - указывал С. Б. Веселовский, - выражалась не
столько в свободе от тех или иных налогов и повинностей, сколько в том,
что во владениях этих учреждений, сравнительно более крупных, крестьяне
были лучше защищены от притеснения княжеской администрации и от обид со
стороны посторонних людей, чем в мелких поместьях и вотчинах. Затем эти
учреждения, располагая большими средствами, имели возможность привлекать
к себе крестьян ссудами и различными льготами".