Особенности русского консерватизма и либерализма XIX в .
Русский консерватизм второй половины
XIX в .
возник на фоне либерально -про
грессистских и радикально -демократических
теорий . Главной задачей этого направления стало обоснование теории
" органического "
развития народов и наций , а также обоснование плодотворной роли "
народного духа ", силой которого
жив отдельный человек и в котором
находит воплощение " органическое миросозерцание " народа
. Своеобразие и неповторимость личности , согласно представлениям русских
консерваторов , есть продукт породившей ее культурно -исторической реальности , "
почвы ". Идея самобытности
национальных культур , " о
рганически " развивающихся во времени и пространстве , стала центральной
в политико -теоретических обобщениях К
.Н . Леонтьева .
Константин Николаевич Леонтьев
( 1831 - 1891
) более всего был озабочен опасностью перемен для самобытности и
цельности народного орган изма , и прежде
всего - опасностями надвигающегося эгалитарно -либерального прогресса . " Надо просить Царя ,
- писал Леонтьев ,
- чтобы он держал нас грознее ". Пора перестать бояться
страшных слов , раз дело идет о необходимости спасать Россию от грядущего зла
. Надо не останавливаться
и перед насилием , ибо без насилия нельзя .
Леонтьев разделял позицию автора
книги " Россия и Европа " Н .Я . Данилевского в том отношении , что вся история
состоит всего лишь из смены культурных
типов , причем каждый из них "
имел свое назн ачение и оставил по себе особые неизгладимые следы ". Обсуждая вопрос о возможности
прогнозировать будущее различных культур
( культурно -исторических типов ,
по Данилевскому ), Леонтьев
приходил к выводу , что такое прогнозирование может быть обоснованным и осу ществимым . Он оговаривался при
этом , что государственные организмы и целые
культурные миры невозможно мерить несколькими годами , как жизнь организмов животных особей . Эпохи геологические
измеряются ты сячелетиями
, жизнь личная измеряется годами , жизнь
истор ическая тоже имеет приблизительное
мерило - век или полвека
. Государственные организмы
подчиняются циклу , который Леонтьев определяет
в 1200 лет ( современный философ и историк Л .Н . Гумилев сходный органический возраст обосновал для существования крупных эт носов ). Таким образом , отмечал он
, у таких государств , как Англия , Германия , Франция и тем более Россия , остается еще
некоторый срок для завершения этого цикла
.
Леонтьев отвергал либеральный эгалитаризм , сближая и часто отождествляя его с
анархизмом и с эг алитаризмом социалистов . В обсуждении перспектив последнего он предсказывал появление особого , " нового социалистического
феодализма ".
Обсуждая тему " русской государственности ", Леонтьев
склонен выводить ее природу из византийского и отчасти европейского на следия
. О ее несовершенствах
он писал так : "
Мы создали великое государство , но в
этом Царстве почти нет своей государственности , нет таких своеобразных и на других.ЗНАЮ МНОГО НО ЭТО ГЛАВНОЕ!!!!
влияющих своим примером внутренних политических отношений , какие были в я