Для начала небольшой экскурс в тему: Как известно, Сфинкс из подошедших к нему пожирал тех, кто не мог разрешить его загадки. Аллегория Сфинкса значит, что человек не должен задавать себе некоторые вопросы, если он не знает ответа на них. Коснувшись однажды определённых идей, человек уже не может жить, как раньше: он должен или идти дальше, или погибнуть под тяжестью непосильного для него груза. Во многих других мифах и легендах одинаково изображалось в аллегорической форме положение человека по отношению к новым для него и чересчур сильным идеям, с которыми он не способен справиться, ибо у него нет соответствующей подготовки. То же самое выражалось в легендах о священном огне, который сжигал непосвящённых, неосторожно подходивших к нему, в мифах о богах и богинях, которые смертные не должны были видеть, а увидев, погибали. Свет некоторых идей слишком силён для глаз человека, особенно, если он видит его в первый раз. Например: Моисей не мог смотреть на горящий куст, не мог видеть лицо Божества на горе Синай. Одна из человеческих любовниц Зевса, следуя лукавому совету Геры, попросившая его явиться к ней во всем величии, была мгновенно испепелена видом Зевса, который исполнил это ее желание. Произошло это опять же потому, что человек не способен вынести (понять) сущность или вид бога.что касается данного стихотворения Федора Тютчева, то он выражает в нем идею того, что нет таких ответов на вопросы (загадки) природы, которые доступны человеку на его уровне сознания, хотя вообще "ответы" существуют. Но для их постижения человек должен погибнуть, т. е. перейти в другую форму. И фраза "природа своим искусством губит человека" указывает на то, что в природе заложено постоянное развитие для населяющих ее сущностей (человек может быть рассмотрен как одна из ступеней развития) выраженная в понимании человека как череда смертей и возрождений. На этот счет известны такие примеры, как превращение гусеницы в кокон, а затем превращение кокона в бабочку, где каждое превращение есть смерть одной сущности и рождение другой (хотя целиком процесс непонятен, это неплохая схема) . При этом "загадка природы" [Что такое полет? ] не может быть удовлетворительно объяснена гусенице или кокону, и, фактически, неважно ставится этот вопрос или "загадки не было у ней". А для бабочки, которая является неким наследником гусеницы, этот вопрос находит естественный ответ в ее ощущениях, и опять здесь нет никакой загадки с точки зрения участника процесса. Хотя может оказаться, что Тютчев и не подразумевал такой глубины (несмотря на то, что она действительно заложена в стихотворении) . Частым мотивом лирики Тютчева является некая скорбь по событиям, которые произошли или не произошли, поэтому данное стихотворение может оказаться лишь очередным выплеском грусти и легкого нигилизма.
ИЛИ ЭТО:
Природа натуральна и бесхитростна, но сотворена настолько гениально и сложно, что человек, мнящий себя венцом природы, не в силах до конца постичь ее загадки. Да она и не загадывает их, она просто живет своей жизнью. А человек сам себе придумывает проблемы и загадки, чтобы оправдать свое бессилие перед тем, что он не может объяснить.