Любовь
Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу Л. , которой мать любит своего новорождённого младенца, Л. , которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Л. , которой гражданин любит свою родину, всё это есть Л. , отличающаяся от всего, что только "похоже" на неё — от эгоистического "влечения", или "предпочтения", или "интереса". "Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою" (Гегель, Сочинения, том 13, М. , 1940, с. 107).
Разработанная терминология различных типов Л. существовала в древнегреческом языке. "Эрос" — это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет "снизу вверх" и не оставляющая места для жалости или снисхождения. "Филиа" — это Л. -дружба, Л. -приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. "Сторгэ" — это Л. -нежность, особенно семейная, "агапэ" — жертвенная и снисходящая Л. "к ближнему".
Осмысление Л. в мифе и древнейших системах философии берёт Л. как "эрос", видя в ней космическую силу, подобную силе тяготения. Бог Эрос упомянут в мифологическом эпосе Гесиода как один из породителей и устроителей мироздания, родившийся сразу после Хаоса и Матери-Земли; ещё более почётная роль отводится ему в космогонии орфиков. Для Эмпедокла вся история космоса — это противоборство Л. ("филиа") как конструктивного начала и ненависти как начала диссоциации. Это мифологически-философское учение о Л. как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания характерно для греческой мысли в целом с её гилозоизмом. Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской Л. к духовному принципу движения — неподвижному перводвигателю (что было теологически переосмыслено в средневековой философии и отразилось в заключительном стихе "Божественной комедии" Данте: "Любовь, что движет солнце и светила"). Продолжая эту же линию, Посидоний разработал учение о всемирной "симпатии" вещей и природных сил, необычайно популярное в последние века античности, а позднее привлекавшее многих мыслителей и поэтов Ренессанса и нового времени (вплоть до И. В. Гёте) . Другая линия античной философии Л. начинается с Платона, истолковавшего в диалоге "Пир" чувственную влюблённость и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Л. , предмет которой — абсолютное Благо и абсолютная Красота (отсюда упрощённое житейское выражение "платоническая Л. "). Доктрина Платона, платоников и неоплатоников об "эротичном" пути к абсолюту типологически сопоставима с индийской мистической доктриной о "бхакти" — экстатичной Л. , представляющей собой один из 4 возможных путей просветления.
Но как в индийской традиции трансцендентные восторги "бхакти" стоят рядом с рассудочным и п