Сказки Платонова — тёмная вода, в которой неизвестно что скрывается. Может, ничего, может, яркие камушки, может, толстый сом с огромными усами или зубастая щука, а может, там и ничего нет, даже дна, только густая вязкая тьма с могильным холодом и ледяными щупальцами. Хотя как раз готического хлада у Платонова немного, его темнота попроще, ближе к земле, а не устремляется в небеса стрельчатыми арками.
Платонов удивительным образом умеет сочетать сказочные стереотипы и бунтарство против них же в отдельных моментах. Смотрится это органично и сразу понимаешь, что хоть и базируется всё повествование на классических фольклорных элементах и сюжетах, но те не зажаты в тиски типичности, а свободно дышат и живут сами по себе. Предугадать развитие сказки невозможно, что будет в финале? Прекрасная принцесса, её альтернативный более крутой вариант, жаба в колодце или даже вообще ничего? При этом учит сказка всё тому же разумному-доброму-вечному: будь хорошим мальчиком, думай своей головой, не прыгай с крыши, если все прыгают.
"Волшебное кольцо" в детстве меня немножко смущало, какой-то своей внутренней злобинкой. Не могла я понять царя с хрустальным мостом, какая-то очень глупая шутка, которая так жутко воплотилась в жизнь. И представляла я себе этот мост, скорее, со страхом: скользкие поверхности, хрупкие перильца, под ногами видишь колышащийся бурлящий мир и вот сейчас упадёшь. Потом уже на эту картинку наложился куда более добрый и тёплый мультик, где всё такое румяное и лубочное, что ни моста не страшишься, ни за жизнь главного героя. У Платонова я всё же никогда не была уверена, доживёт ли главный герой вообще до финала, он вполне бы мог и так поступить. Впрочем, как раз "Волшебное кольцо" заканчивается вполне себе мило.
Занятно, что именно эта сказка входит в огромное количество школьных программ. Почему? Я не знаю. Странно выбирать для пятиклассников именно Платонова с его обоюдоострым волшебством.