1.Первые попытки экспериментального решения проблем, связанных с передачей признаков из поколения в поколение, предпринимались уже в XVIII в. Ученые, скрещивая между собой различающиеся особи и получая помесное потомство, стремились узнать, как наследуются родительские свойства. Однако неверный методический подход — одновременное изучение большого количества признаков — приводил к невозможности выявить какие-либо закономерности.
2.Многие ботаники путем скрещивания родительских форм, обладающих разными вариантами одного и того же признака, пытались выявить механизмы наследования. Однако честь открытия количественных закономерностей наследования признаков принадлежит чешскому ботанику- любител ю Г р е г о р у Мспде- л ю (1822—1884). Первое, на что обратил внимание учспый, это выбор объекта исследования. Для своих опытов Мендель взял горох. Основанием для такого выбора было то, что эти растения относительно просто разводить и они имеют короткий период развития. Кроме того, в распоряжении Менделя были сорта, четко отличавшиеся друг от друга по целому ряду признаков. Одним из самых существенных моментов во всей работе было определение числа признаков, по которым должны различаться скрещиваемые растения. Мендель впервые осознал, что, начав с самого простого случая — различия родителей по одному-единственному признаку и постепенно усложняя задачу, можно па- деяться распутать весь клубок закономерностей наследования признаков. Здесь с особой силой выявилась строгая матема- тичность его мышления. Именно такой подход к постановке опытов позволил Менделю четко планировать дальнейшее усложнение экспериментов. В этом отношении Мендель стоял выше всех современных ему биологов.
3. Другой важной особенностью его исследований было то, что он выбрал для экспериментов организмы, относящиеся к чистым линиям, т. е. таким растениям, в ряду поколений которых при самоопылении не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку. Не менее важно и то, что он наблюдал за наследованием альтернативных, т. с. взаимоисключающих, контрастных признаков. Например, цветки у одного растения были пурпурными, у другого — белыми, рост растения высокий или низкий и т. д