Монастыри, эти средневековые церковные реликты, мало занимали нас в последние десятилетия. Однако сегодня внимание к ним стало возрастать. Не из-за тех малочисленных действующих обителей, которые легко в нашей стране пересчитать по пальцам, а из-за многочисленных бывших монастырей, которые стали музеями-заповедниками, в стенах которых ежегодно бывают миллионы посетителей. [написано 13 лет назад]
Архитектурно-исторические заповедники Киева и Вологды, Пскова и Владимира, замечательное золотое ожерелье городов-памятников вокруг Москвы - и повсюду жемчужинами народного зодчества, драгоценными памятниками национальной культуры высятся православные монастыри.
От экскурсоводов туристы узнают о том, что храмы монастырей расписывали Андрей Рублев и Феофан Грек, Виктор Васнецов и Михаил Врубель. Посетителям Соловецкого монастыря расскажут, как тамошние монахи отбили приступ английской эскадры, а в стенах Святогорского монастыря покажут могилу Александра Сергеевича Пушкина... Это наша история. Но, оберегая монастыри как историко-архитектурные и культурные памятники, охраняя веками накапливавшиеся за стенами монастырских храмов и ризниц произведения мастеров иконописи, изделия ювелиров, литейщиков и чеканщиков, уникальные образцы старинных рукописных книг и по праву гордясь этими сокровищами русской культуры и искусства, мы не должны забывать, чем были монастыри по своей главной, основной функции. А были они центрами религиозной пропаганды и религиозного воспитания, стремившимися распространить свое влияние далеко за пределы монастырской ограды.
Множество легенд, связанных с монастырями, хранит религиозная традиция. Известны легенды о чудесах, якобы предшествовавших основанию многих монастырей, о "подвигах" людей "святой" жизни, об исцеляющей силе монастырских источников, о хранящихся в обителях "чудотворных" иконах и "священных" реликвиях. Но мы поведем речь не о них.
Чтобы возвеличить роль православной церкви в истории русского государства и русской культуры, апологеты православия - духовные и светские - выдвинули ряд концепций, призванных доказать положительное влияние церкви в целом и православных монастырей в частности не только на духовную, но и на политическую и экономическую жизнь страны. Эти концепции вполне можно назвать легендами, ибо в них явно больше вымысла, чем исторической правды. Вот некоторые из них.