Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился
в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а
также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него
счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная
школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в
райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода,
его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В
городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности
легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось
жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на
рубль стакан молока.
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского
языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница
французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды
наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он
начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял
себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в
один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть
дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий
день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и
Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала,
что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что
деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для
лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила
заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе
домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия
Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и
хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он
голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась
прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия
Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в
«замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и
выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением,
совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило
учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла
мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые
мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия
Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она
ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.
Надеюсь помогла!!!УДАЧИ...