Всемирно известная комедия Гоголя «Ревизор» была написана «с подачи»
А.С. Пушкина. Считается, что именно он рассказал великому Гоголю
историю, легшую в основу сюжета «Ревизора».
Нужно сказать, что комедию приняли не сразу – и в литературных
кругах того времени, и при царском дворе. Так, император видел в
«Ревизоре» «неблагонадежное произведение», критикующее государственное
устройство России. И только после личных просьб и разъяснения В.
Жуковского пьесу допустили к постановке в театре.
В чем же заключалась «неблагонадежность» «Ревизора»? Гоголь
изобразил в нем типичный для России того времени уездный город, его
порядки и законы, которые устанавливались там чиновниками. Эти
«государевы люди» были призваны обустраивать город, улучшать жизнь,
облегчать существование его гражданам. Однако на деле мы видим, что
чиновники стремятся облегчить и улучшить жизнь лишь себе, полностью
забывая о своих должностных и человеческих «обязанностях».
Во главе уездного города стоит его «отец» - городничий Антон
Антонович Сквозник-Дмухановский. Он считает себя вправе делать все, что
угодно – брать взятки, воровать казенные деньги, чинить несправедливую
расправу над горожанами. В результате город оказывается грязен и нищ,
здесь творится бесчинство и бесправие, недаром городничий боится, что с
приездом ревизора на него понесут доносы: «О, лукавый народ! А так,
мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы и готовят». Даже деньги,
присланные на постройку церкви, чиновники успели растащить по своим
карманам: «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном
заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть
сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт
представлял».
Автор отмечает, что городничий «очень неглупый по-своему
человек». Он начал делать карьеру с самых низов, добился своего
положения собственными силами. В связи с этим мы понимаем, что Антон
Антонович - «дитя» той коррупционной системы, которая сложилась и
глубоко укоренилась в России.
Под стать своему начальнику и остальные чиновники уездного
города - судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений
Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин. Все они не
прочь запустить руку в казну, «поживиться» взяткой от купца, украсть то,
что предназначено для их подопечных и так далее. В целом в «Ревизоре»
складывается картина российского чиновничества, «всеобще» уклоняющегося
от истинного служения царю и Отечеству, которое должно быть обязанностью
и делом чести дворянина.
Но «социальные пороки» в героях «Ревизора» - только часть их
человеческого облика. Все персонажи наделены еще и индивидуальными
недостатками, которые становятся формой проявления их общечеловеческих
пороков. Можно сказать, что смысл изображенных Гоголем характеров
значительно масштабнее их общественного положения: герои представляют не
только уездное чиновничество или российскую бюрократию, но и «человека
вообще», с легкостью забывающего о своих обязанностях перед людьми и
Богом.
Так, в городничем мы видим властного лицемера, твердо знающего, в
чем его выгода. Ляпкин-Тяпкин представляет собой философа-брюзгу,
любящего продемонстрировать свою ученость, но выставляющего напоказ
только свой ленивый, неповоротливый ум. Земляника – это «наушник» и
льстец, прикрывающий свои «грехи» чужими «грешками». Почтмейстер же,
«угощающий» чиновников письмом Хлестакова, - любитель подглядывать «в
замочную скважину».
Таким образом, в комедии Гоголя «Ревизор» перед нами предстает
портрет российского чиновничества. Мы видим, что эти люди, призванные
быть для своего Отечества опорой, на самом деле являются его
разрушителями, уничтожителями. Они пекутся лишь о собственном благе,
забывая при этом обо всех нравственных и моральных законах.
Гоголь показывает, что чиновники – жертвы той страшной
социальной системы, которая сложилась в России. Сами того не замечая,
они теряют не только свою профессиональную квалификацию, но и
человеческий облик – и превращаются в монстров, рабов коррупционной
системы.
К сожалению, на мой взгляд, в наше время эта комедия Гоголя
также чрезвычайно актуальна. По большому счету, ничего не изменилось в
нашей стране – бюрократия, чиновничество имеет то же лицо – те же пороки
и недостатки, - что и двести лет назад. Именно поэтому, наверное,
«Ревизор» так популярен в России и до сих пор не сходит с театральных
сцен.