Эзоп – древнегреческий баснописец 6 века до нашей эры.
Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. В многочисленных рукописях 10 – 15 веков сохранились свыше 300 басен с краткими “моралями”.Персонажи, главным образом животные, откровенно условны.
Повествование сжато и прямолинейно. Язык прост и близок к разговорному. а примере басни "Волк и ягнёнок":
Басня Эзопа Басня Крылова
прозаическая поэтическая
структура одинакова
композиция
Эзоп: сюжетная часть мораль - нейтральные -конфликт зла и справедливости
Крылов: мораль сюжетная часть - эмоциональные конфликт неравенства: власти и зависимости
Эзоп использует нейтральные глаголы и существительные: “начал попрекать”, “сказал”, “ответил”, ит. д.
Крылов использует глаголы и существительные, содержащие яркую эмоциональную оценку персонажей: “как смеешь ты, наглец”, “нечистым рылом”, “голову с тебя сорву”, “когда светлейший Волк позволит”, “и гневаться напрасно он изволит”, и т. д.
Лягушки, просящие царя
Название басни (1809) И. А. Крылова (1768—1844). Сюжет русский баснописец заимствовал из одноименной басни Жана Лафонтена, который, в свою очередь, взял его у легендарного баснописца древней Греции Эзопа (VI в. до н. э.) . Начало басни И. С. Крылова:
Лягушкам стало неугодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
У Эзопа:
Сначала Юпитер послал Лягушкам обыкновенное бревно – «осиновый чурбан» , но через три дня Лягушки в нем разочаровались, поскольку это Царь был совсем не грозен — «терпит всё по милости своей» . И они направили на Олимп новое «челобитье» ,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу! Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест, а на суде его
Нет правых никого;
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и проглотит.. .
Цитируется как ироническая характеристика тех, кто ждет, чтобы все общественные проблемы были решены какой-либо внешней силой, кто ждет «твердой руки» , «доброго царя» .
Может служить отчасти аналогом некрасовской строки - Вот приедет барин — барин нас рассудит.