Драма обманутого
чувства — самое тяжелое переживание в жизни обоих Печориных: из
«Княгини Лиговской» и «Героя нашего времени» и самого М. Ю.
Лермонтова. В ней нашла отражение история любви автора и Варвары
Александровны Лопухиной. Их светлое чувство было отравлено решением
родителей девушки отдать ее замуж за богатого Н. Ф. Бахметева, который
был старше Лопухиной на семнадцать лет.
В истории жизни Печорина — главного героя романа М. Ю. Лермонтова —
отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам
самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким
автор его “понимает и.. . часто встречал”. Это “портрет, составленный из
пороков.. . поколения в полном их развитии”.
Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки.
Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, “водяное общество”).
Печорин решает
отомстить за разочарование в любви и «берет реванш», заставляя полюбить
себя «молоденькую девочку», княжну Мери, «зная наизусть», чем все
кончится. А может быть, он хотел еще раз проверить себя? Вдруг в его
душе снова зажжется огонь любви?
Он записывает в своем «Журнале»: «11 июня. Наконец они приехали. Я
сидел у окна, когда услышал стук их кареты: у меня сердце вздрогнуло…
Что же это такое? Неужто я влюблен?.. Я так глупо создан, что этого
можно от меня ожидать». Однако слабая надежда Печорина на счастье была
напрасной, так как искренняя любовь княжны Мери была хладнокровно и
методично завоевана им по правилам онегинской «науки страсти нежной».
Сердце же самого Печорина осталось холодно — ответного чувства не
возникло.
Основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого
человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и
радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин
раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь
с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он
откровенно признается Максиму Максимычу, что “любовь дикарки немногим
лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же
надоедают, как и кокетство другой”. В разговоре с Вернером он говорит,
что “из жизненной бури.. . вынес только несколько идей — и ни одного
чувства”. “Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю
свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без
участия”, признается герой. Если Печорин “без участия” относится к своей
собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим
людям?
Герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям.
Печорин видит за своей
любовной драмой драму всей своей жизни, бессмысленность существования и
общечеловеческую трагедию. Это его роднит с шекспировским Гамлетом.
М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в
самом названии романа: “Герой нашего времени”. С одной стороны, название
говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с
другой — указывает на то, что Печорин является порождением своего
времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в
невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности.