Хорошее отношение к
лошадям (1918)
Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время
разрухи и голода, революционного террора и насилия. Произведение
Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстановлению
человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую
клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»,
символизирующую положение «униженных и оскорблённых ».
Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает
восприятие читателя: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Подчёркнутая
аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, грабежами,
жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот
лошадиных подков. События, описанные в стихотворении, можно пересказать
в нескольких словах. В Москве, возле Кузнецкого моста (это название
улицы), поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У
собравшихся зевак происшествие вызвало злорадный смех, и лишь поэт
посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла в
себе силы подняться и идти дальше.
В стихотворении можно чётко выделить вступление, основную часть и
заключение.
В самом начале использована необычная метафора, которая изображает место
происшествия — улицу:
Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
«Ветром опита» — это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; «льдом
обута» — означает, что лёд покрыл улицу, как бы обул её, поэтому она
стала скользкой. Использована ещё и метонимия: на самом деле не «улица
скользила», а поскальзывались прохожие.
Следует отметить также, что улица в раннем творчестве Маяковского часто
была метафорой старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы
(например, в стихотворении «Нате!»).
В рассматриваемом произведении поэт изображает уличную толпу ещё и
праздной, и разодетой: «штаны пришедшие Кузнецким клёшить».
Клёшитъ — неологизм Маяковского от слова «клёш». Клёш (то есть модные в
то время широкие брюки) служит средством социальной характеристики
толпы.
Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово
сгрудились означает: собрались в кучу, как стадо. Страдания животного
вызывают у них лишь смех, их выкрики подобны вою.
Далее автор использует антитезу, противопоставляя лирического героя
толпе:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.
Поэт удручён увиденным. Его взволнованность передана паузами: «Подошёл /
и вижу / глаза лошадиные…». Тоска переполняет душу лирического героя.
Противопоставление поэта толпе не случайное — Маяковский рассказывает
не только о происшествии на Кузнецком мосту, но и о себе тоже, о своей
«звериной тоске» и об умении преодолевать её. Плачущая лошадь —
своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, что нужно найти в
себе силы продолжать жить. Поэтому он обращается к лошади как к товарищу
по несчастью:
Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Основную нагрузку в стихотворении несут на себе глаголы действия. Весь
сюжет можно описать с помощью цепочки глаголов: грохнулась — сгрудились
— подошёл — рванулась — пошла — пришла — стала (в стойло).
Оптимистичны завершающие строки стихотворения:
И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить, и работать стоило.
Через нехитрый сюжет Маяковский раскрывает одну из важнейших тем поэзии —
тему одиночества.
Но поэт делает это по-своему — в системе эстетики футуризма, нарушавшей
все привычные законы стихосложения.
Стихи, с помощью графики разбитые на интонационные отрезки, получают
свободную непринуждённость.
Автор использует самые разные виды рифм: усечённые неточные (плоше —
лошадь; зевака — зазвякал); неравносложные (в шерсти — в шелесте;
стойло — стоило); составные (в вой ему — по-своему; один я — лошадиные; в
няньке — на ноги). Есть омонимическая рифма: пошла (краткое
прилагательное) — пошла (глагол). Есть и звуковая перекличка внутри
строки (голос свой не вмешивал в вой). Эти рифмы как бы оттеняют два
мира — мир поэта и мир равнодушной, чёрствой толпы.
Ритм стихотворения тоже разнообразный — от громкого скандирования до
негромких лирических отступлений.