Сегодня
нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с
физической культурой, поскольку физическая культура и спорт общепризнанные
материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в
отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической
культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об
устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры
личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела
ставились еще в эпоху древних цивилизаций.
Физическая
культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным
мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека.
Более того она является самым первым и базовым видом культуры, который
формируется в человеке. Физическая культура с присущим, ей дуализмом может
значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.
Исторически
физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических
потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего
поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления
систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым
фактором формирования двигательных умений и навыков.
Качественно
новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием
на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального,
нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности
доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую
сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные
структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и
доказательств
Можно
безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется
весьма напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом
напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает
каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Следовательно, чтобы
жить, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей вокруг, нужны определенные
умения в овладении самостоятельным образом обширным кругом знаний в различных
областях деятельности, в том числе и в области физической культуры, что крайне
важно для сохранения здоровья - основы для достижения результата в любом виде
деятельности.
Образование
в целом рассматривается как педагогическая система, решающая задачи
целенаправленного, разностороннего развития личности. Физкультурное образование
как ее составная часть в этом смысле не исключение. В ряде концепций развития
физической культуры особое внимание уделяется вопросам образования, но в
большей степени утверждается необходимость коренного изменения отношения людей
к физической культуре, всеобщее понимание ее огромной общенародной и личной
человеческой ценности.
Настало
время осмысления такого понятия, как физическая культура, личности, разработки
"техники" ее реального воплощения в жизнь и решающим в физкультурном
образовании и воспитании подрастающего поколения должно стать целенаправленное
формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и
убеждениях мотивации и потребности постоянно самостоятельно заботиться о своем
здоровье. В этом случае важно осуществлять идею непрерывного физкультурного
образования, начав с обязательного обучения, научить человека заботиться о
своем здоровье, заниматься самообразованием в этой сфере деятельности в течение
всей жизни. Следовательно, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Цель
работы: кратко охарактеризовать физическую культуру как часть общечеловеческой
культуры. Исследовать ценности
физической культуры.