Политика
как сознательная деятельность по руководству и управлению процессами общественного
развития с помощью государственной власти может быть ориентирована на
реализацию интересов, как всего общества, так и отдельной группы (класса,
элиты) или личности. Субъекты политики в своих действиях руководствуются
имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и
безобразном. Эти представления и задают направленность политическим
действиям участников политической жизни. Однако подобное взаимодействие
политики и морали существует скорее идеально, чем реально.
Это
обусловлено рядом причин:
Во-первых, опережающий рост потребностей человека наталкивается
на ограниченные возможности их удовлетворения, порождает желание осуществить
их за счет других людей. Политика открывает такую возможность, поскольку именно
здесь происходит распределение ресурсов
и благ, статусов и привилегий с помощью власти. С помощью власти субъект политики может удовлетворить все
свои искушения: в богатстве, в желании повелевать, в господстве над другими
людьми, обществом в целом и т. д.
Во-вторых, индивидуальные и общественные интересы, как
правило, противоречат друг другу (конфликт интересов). Человек вынужден жить в
обществе и подчиняться тем правилам, которые сложились в нем. Общество как бы
«репрессирует» индивидуальность и уникальность личности. Возможность выйти за
пределы общественного контроля предоставляет политика. Но каковы конкретные
люди, которые делают политику (лидеры, элиты), такова и политика, проводимая
ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы можем охарактеризовать
деяниями одной личности: Екатерины 2, Петра I, Ивана Грозного, В. И. Ленина.
Подводя
общий итог рассуждениям, можно сделать вывод, что не случайно возник вопрос о столкновении
интересов и ценностей в политике. Таким
образом, конфликтов интересов и ценностей в политике можно будет избежать лишь
тогда, когда эти механизмы общественного контроля и права будут действительно
работать в нашем обществе.