Пояснительная записка к уроку
В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
Проблема духовно-нравственного возрождения человека в общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда такие ценные качества личности, как бескорыстие, доброта, милосердие, патриотизм, стали немодными, является приоритетной и во многом определяющей будущее нашей страны.
Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской классики является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе.
Важные личностные качества человека формируются в детстве, поэтому не случайно этой теме на страницах художественных произведений отводится особое место. В какой атмосфере воспитывается ребенок, кто его окружает, кто непосредственно влияет на подростка, какова жизненная позиция взрослых и их нравственные ценности, как воспитывать ребенка (как друга, господина или раба) - эти и многие другие вопросы волнуют в жизни и поднимаются на страницах книг.
Необходимо акцентировать внимание школьников на том, как перекликаются события, темы, проблемы художественного произведения с жизнью, современной действительность; важно приобщить к сотворчеству, к совместному поиску правильного выхода из сложившейся ситуации; показать в ходе сравнительного анализа преимущества нравственного здорового человека; учить прогнозировать свое будущее на примере жизни литературных героев и их реальных прототипов, дать возможность каждому школьнику почувствовать важность его участия в процессе урока, что в конечном итоге даст положительные результаты.
Считаю, что технологии личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, используемые на уроках литературы при анализе текстов художественных произведений, способствуют совершенствованию культуры межличностных отношений, социализации подростка, воспитанию духовно-нравственной личности.
Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения; продолжить работу по совершенствованию культуры межличностных отношений в коллективе.
Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, активизировать работу обучающихся на поиск соответствующих параллелей в жизни и других произведениях, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.
Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.