Поскольку жанр поэмы предполагает равноправие лирического и эпического
начал, без авторского слова обойтись в этом произведении невозможно.
Лирическое начало в поэме «Мёртвые души» реализуется именно в авторских
отступлениях.
Не являясь героем поэмы, автор «Мёртвых душ» выступает в ней как
лирический герой. Представление о лирическом герое читатель получает,
анализируя литературные взгляды и размышления Гоголя об избранности
писателя, о двух типах писателей, о двух типах портретов, о языке
художественного произведения, о выборе главного героя.
Автор делится с читателем своими творческими замыслами: “И вот таким
образом составился в голове нашего героя сей странный сюжет, за
который, не знаю, будут ли благодарны ему читатели, а уж как благодарен
автор, так и выразить трудно. Ибо, что ни говори, не приди в голову
Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма”. Автор беседует с
читателем о своём положительном идеале, говорит о своём отношении к
Чичикову.
Автор постоянно общается с читателем, причём в отношении к читателю
частенько сквозит ирония, скрытая под стремлением угодить. Вот как
Гоголь обращается к дамам-читательницам: “Дамам он [Чичиков] не
понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтобы
герой был решительное совершенство…” Автор поэмы пытается предугадать
отношение читателя к главному герою, представить возможную реакцию
читателя.
Автор выступает в своём лиро-эпическом произведении и как
рассказчик. Некоторые его высказывания связывают отдельные эпизоды
поэмы, играют важную композиционную роль: “…Мне пора возвратиться к
нашим героям, которые стояли уже несколько минут перед дверями гостиной,
взаимно упрашивая друг друга пройти вперёд”. Другие высказывания автора
связывают отдельные эпизоды или лирические отступления с основным
повествованием.
Соотношение лирического и эпического начал в поэме является средством выражения авторской позиции.
Авторская позиция выражается и через восприятие Чичикова. Иногда
сложно отделить мысли Чичикова от лирических отступлений: “Эх, русский
народец! Не любит умирать своею смертью!..”
Кроме того, для исчерпывающего понимания образа автора в поэме
«Мёртвые души» можно сказать и о том, что в эпической части Н.В. Гоголь
выступает как новатор-реалист, а в лирической — как поэт-романтик.