Переплетение эллинских и местных элементов в материальной и духовной культуре. Боспора особенно ярко сказалось в художественных ремеслах. На изделиях из металла наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов. Наиболее знаменитые и богатыекурганы скифских степей полны памятников этого рода. Таковы Куль-Оба и курган Патиониоти около Пантикапея, Чертомлык и Солоха на Нижнем Днепре, курганы на Среднем Дону. Они в основном совпадают во времени с расцветом Боспорского царства. Специальная школа художников, существовавшая в Пантикапее и в других городах Боспора в IV— III вв. до н. э., изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие ее вкусам и воспроизводившие привычный для нее быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом. Высокого уровня достигли боспорские мастера в производстве керамики, которая свидетельствует о художественном своеобразии местного производства. Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV — III вв. до н. э.
Симбиоз различных этнических элементов влиял и на религиозные представления. Ионийские поселенцы принесли с собой в Пантикапей и Фанагорию свои древние культы, среди которых особенно выделялся культ Аполлона. Однако наряду с этим они восприняли культы местного значения, которые подверглись лишь поверхностной эллинизации и которые по мере усиления роли местных элементов на Боспоре становятся преобладающими. Среди местных культов особо важную роль играл культ верховного женского божества, которое соответствовало малоазийской великой матери богов, «владычице животных». По всей Синдике были разбросаны богатые и почитаемые святилища этой богини. Она именовалась то Афродитой Апатурой (в Фанагории), то Артемидой Агротерой (на Цукурском лимане).
Известное развитие на Боспоре получила поэзия, о чем свидетельствуют стихи, попадающиеся на боспорских надгробных плитах. Боспорское происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни. Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу.
На Боспоре существовала собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов. В IV—III вв. Боспорское государство переживает расцвет. Это отразилось и на территории подвластных племен. Значительное число поселении, остатки которых обнаружены на Таманском полуострове и по нижнему течению Кубани, возникает именно в это время.
Та немаловажная роль, которую играл Боспор в жизни эллинистического мира, связана не только с эллинскими колонистами, обосновавшимися на берегах пролива, соединявшего Понт и Меотиду, но в такой же мере и с коренными жителями ближайших областей.
В Северном Причерноморье во II в.н.э. были распространены религиозные союзы, которые назывались фиасами. Некоторые из них посвящались издавна почитавшимся на Боспоре богам, другие же состояли из поклонников нового Бога, который обозначался как “высочайший”, “всемогущий”, “милостивейший”. Это было божество, которое впитало черты Зевса греков и Яхве иудеев. Распространение его культа свидетельствует о монотеистических представлениях в Северном Причерноморье. Следует отметить, что в эти фиасы входили в основном представители аристократии.
Кроме этого, некоторое влияние на быт и искусство Боспора оказали Парфия и Малая Азия. Из Парфии, например, пришел обычай покрывать лица умерших царей золотыми масками. В живописи - заметно сходство с живописью Малой Азии и Сирии.
В эти годы в причерноморских городах Глубокая связь славянского «язычества» с древней арийской религией Скифии, Ирана и Индии очевидна. В сего ФАГ