На башкирский сама переведёшь хорошо?
Немного расскажу о Сабантуе.. .
Сабанту́й (башк. hабантуй, тат. сабан туе, чуваш. сапан туйĕ, акатуй [1] «праздник плуга» ) — народный башкирский, татарский и чувашский праздник [2]. Похожие праздники существуют как у других народов Поволжья (марийцев, мордвы, удмуртов) , так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев) , однако они имеют свою специфику [3]. Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях праздновании сабантуя у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей.
Сабантуй переводится с тюркских языков как "свадьба (торжество) плуга" - сабан (плуг) и туй (праздник, свадьба) [4][5]. В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или тат. сабан туе. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает праздник) . Башкирское название праздника имеет аналогичную этимологию, от башк. hабан - плуг.
У чувашей этот праздник ранее назывался чуваш. сухат - пахота (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - праздник плуга или сапан (низовые чуваши) , теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй. [1] Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - агапайрем. [6] Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай [7] имеет татарскую этимологию и означает праздник меда. Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов. [8]
Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой. [9] Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи. [10]
Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля) , теперь же — в честь их окончания (в июне) .
Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году [11].
Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.
О праздновании этого праздника башкирами впервые упомянуто в восемнадцатом веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Лепехина Ивана Ивановича и немецкого этнографа, ученого Георги Иоганна Готлиба [12]