В образе Ильи Муромца
наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея
защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как
отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит
на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая
победу.Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой
русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и
выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он
не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник
вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в
лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной
землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира
или княгини Опраксы, а «ради матушки-свято-Русь земли».Лучшее
свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца
- количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу
суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие
идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о
верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей -
ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не могут сравниться в
этом отношении с Ильей Муромцем. Весь сюжет эпоса «Урал-батыр» пронизан
идеей борьбы добра и зла. «Урал-батыр» - произведение, которое отчетливо
сохранило в себе отголоски архаических близнечных мифов о
братьях-соперниках, антагонистах»2. Урал и Шульген, два брата,
олицетворяют два противоположных начала - добро и зло, которые ведут
между собой непримиримую борьбу. Урал-батыр носитель добра и борец со
злом, победитель Смерти Он стремится защитить землю от зла и страданий, а
его брат Шульген становится врагом людей Урал пытается остановить
Шульгена от нарушения запрета(испить кровь); защищает брата от ярости
отца и спасает плененную птицу-лебедь Хумай. По мере повествования и
границы борьбы расширяются, Урал оказывается перед лицом серьезных
испытаний - это согласие пойти налево вместо Шульгена в страну царя
Катила, [де ему предстояло бороться не только против обычаев этой
страны, но и показать физическую силу в бою с быком. Далее
Урал-батыр борется с многочисленными дивами, но самая тяжелая борьба -
это борьба с братом, олицетворяющим зло. Добро берет верх, но и зло
продолжает жить - таков закон жизни.