Структура религии.
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке
таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех
ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое
религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Слово ‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное
обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало
привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это
слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и
политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому
термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое
верование).
Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало,
что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная
система.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии
человека, с исторической, социальной, с какой угодно, но определение этого
понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания
существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.
Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее
главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть
человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий никакого
образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от
сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она
предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера
наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений
(например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет общение
людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не
сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в
изоляции от сообщества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста
и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания
мира.
Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих
людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется.
Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия
и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними,
утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных
истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и
священства.
Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания,
важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более
систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность
принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или
Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и
поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п.
Создатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные
люди, многие из которых обладают особыми (с точки зрения данной религии)
способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию,
недоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами
(религиозная философия) и теологами. В русском языке может применяться
полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы
занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего
мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного
вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая
наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.