Имена прилагательные бывают полными (отвечают на вопрос какой?): Человек (какой?) сильный и краткими (отвечают на вопрос каков?): Человек (каков?) силен. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам (новый диван, новое зеркало, новая кровать, о новой тумбочке – новые диваны, новые зеркала, новые кровати, о новых тумбочках). При этом род, падеж и число имени прилагательного зависят от рода, падежа и числа имени существительного, к которому относится данное прилагательное. В предложении имя прилагательное обычно является определением или именной частью сказуемого (Забавная мартышка рассмешила детвору; Мартышка была забавной). Также имена прилагательные распространяются с существительными или наречиями и образуют с ними словосочетания (Грустный из-за отказа; очень грустный).
По значению и грамматическим особенностям прилагательные подразделяются на три разряда: 1) качественные прилагательные (маленький, красный, опасный, прекрасный); 2) относительные прилагательные (осенний, летний, городской, деревян¬ный, металлический); 3) притяжательные прилагательные (папин, дедов, бабушкин, волчий, лисий, крокодилий).
Послушайте песню «Добрый жук». К какому разряду прилагательных относится слово «добрый»?
Упражнение. Определите способы образования данных имен прилага¬тельных. Глинистый, придирчивый, доисторический, вы¬пукло-вогнутый, низкорастущий, июньский.
Морфологический разбор прилагательного
Схема проведения морфологического разбора имени прилагательного:
1. Имя прилагательное. Начальная форма. 2. Морфологические признаки: а) постоянные: — разряд по значению — степень сравнения — полная/краткая форма б) непостоянные: — степень сравнения — полная/краткая форма — род (в единственном числе) — число — падеж 3. Синтаксическая роль в предложении.
Пример морфологического разбора имени прилагательного:
Все путешественники мечтают попасть на Северный полюс.
1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета и отвечает на вопрос (полюс) какой? 2. Начальная форма – северный. Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное. Непостоянные морфологические признаки: единственное числе, мужской род, винительный падеж. 3. В предложении выполняет роль определения.
Вопросы на закрепление новой темы: 1.Что такое имя прилагательное? 2.Как изменяются имена прилагательные? 3.Чем полные имена прилагательные отличаются от кратких?
Домашнее задание: Сделать морфологический разбор имен прилагательных. 1. Вспоминается мне ранняя погожая осень. 2. Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой сад, помню кленовую аллею, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. 3. Так славно ночью лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. 4. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу. 5. Ветер волновал сад и нагонял зловещие космы пепельных облаков. 6. Холодно и ярко сияло на се¬вере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (И. Бунин.)
Использованная литература:Малыхина Е.В., Русский язык, Генеза, 2008.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом», М., Просвещение, 2008.Баранова М.Т. «Русский язык. 6 класс», М. Просвещение, 2008.Урок на тему: «Имя прилагательное», Рожек Н. С., МОУ СОШ №1, г. Белогорск.Урок на тему: «Имя прилагательное как часть речи», Климантова О. А., МОУ ЛСОШ № 1.Урок на тему: «Имя прилагательное как часть речи. Урок-обобщение», Лебедева Л.В.,МОУ-СОШ р.п. Пушкино, Советского района, Саратовской области.Урок на тему: «Имя прилагательное» Волкова О. В., МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Искитим, Новосибирская обл.
Отредактировано и прислано А.А. Литвин
---- Над уроком работалиЛитвин А.А. Климантова О. А. Рожек Н. С. Климантова О. А. Лебедева Л.В. Волкова О. В. Молачко О.Л.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.