VII
век — время тяжелых испытаний, разорения после Смуты, дальнейшего закрепощения
народных масс — был насыщен народными волнениями. Современники называли его
"бунташным веком". Характерная черта этого времени — восстания в
городах. Посадское население было обременено различными платежами.
Правительство Алексея Михайловича (1645 — 1676), нуждаясь в средствах,
изобретало все новые формы податей. Так, в сер. 1640-х гг. оно обложило
дополнительной пошлиной соль, которая из-за этого резко выросла в цене. Это был
тяжелый удар для основной массы населения, которое без соли, необходимой для
заготовки продуктов на зиму, обойтись никак не могло. В 1647 г. правительство
отказалось от соляной пошлины; тем не менее в 1648 г. вспыхнул "Соляной
бунт", направленный против тех, кто измыслил этот способ обогащения
казны: боярина Морозова, думного дьячка Чистого, гостя Василия Шорина и др.
Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль.
Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных
толпе деятелей. Морозов был отправлен в ссылку. Неудачный финансовый
эксперимент вызвал и "Медный бунт" 1662 г. Правительство,
испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить
серебряную монету медной. Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги
собирало серебряными. При этом медных денег выпустили значительно больше
имевшегося в наличии серебра; к тому же появилось огромное количество фальшивой
медной монеты. Вскоре за 1 серебряный рубль давали 15 медных. Уровень жизни
посадского населения резко упал. В июле 1663 г. возбужденная толпа ворвалась в
село Коломенское — летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом
справились с восставшими. Вскоре после этого власть отказалась от выпуска
медной монеты.С сер. XVII в. осложнились
взаимоотношения правительства с донским казачеством. Постоянные конфликты между
ними привели к казачьему восстанию, переросшему в крестьянскую войну. Казацкий
атаман Степан Разин после успешных набегов на Волгу совершил в
1668 — 1669 гг. грандиозный "поход за зипунами" на Каспий, в Персию.
Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с
большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил
против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в
Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся с местной
администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего
образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти
становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего
Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. на его сторону перешли
Саратов и Самара; крестьянские волнения охватили огромную территорию. Только
под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия
была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми
казаками. В 1671 г. его привезли в Москву и казнили.Специфическим выражением народного недовольства явился раскол,
вызванный церковной реформой патриарха Никона (1652 — 1666). Никон задался
целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде
всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах.
Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями,
и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего
самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за
образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся
с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма"
сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где
церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу
Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и
правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением
крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась
в символ социального и политического гнета; "старый обряд"
ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения
ушла в раскол. Церковный собор 1666г., низложивший Никона, дал тем не менее
новый импульс к преследованию раскольников. Они были признаны еретиками, в
борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так
в 1682 г. был казнен вождь и вдохновитель раскола протопоп Аввакум.