В культурной жизни Аттики вплоть до середины VI в. до н. э., т. е. до эпохи тирании, тоже не происходило ничего особо интересного. После Солона здесь больше не было известных поэтов, как не было философов и мистиков. Главное достижение этого времени — чернофигурный стиль вазовой росписи. Теперь в нашем распоряжении имеется уже довольно много образцов аттического искусства, среди которых есть настоящие шедевры. Блестящим завершением предыдущей эпохи вазовой живописи можно считать знаменитый кратер работы Клития и Эрготима (прил. 15), датируемый ок. 570 г. до н. э. В нем соединились старые традиции коринфского искусства и одновременно элементы нового аттического искусства начала века16. Этот кратер богато расписан изображениями на различные мифологические темы, в которых вместе с тем раскрываются и все основные черты аристократического образа16 Anas Р. Е., Hinner Μ. Tausend Jahre griechische Vasenkunst. München, 1960. S. 40.
Рис. 16. Состязания колесниц в архаической Аттике: а) рисунок художника Софила (ок. 580/79 г. до н. э.); б) рисунок художника Ксенокла (ок. 550 г. до н. э.)жизни: битвы, охота, колесницы, скачки, танцы и т. д. Подобным образом и другие изображения первой половины VI в. до н. э. отражают различные стороны аристократического образа жизни. Так, например, очень популярна была тема колесничных состязаний, претерпевшая характерную внутреннюю эволюцию. Если художник Софил в 580/79 г. до н. э., изобразив эти состязания, представил их как игры на похоронах Патрокла, то художник Ксенокл в середине века уже не пытался больше мифологически обосновывать тему соревнований и написал просто мчащуюся колесницу без объясняющей подписи к ней (рис. 16 а-б). Пожалуй, это первый факт профанизации искусства в Аттике, когда изображение больше не иллюстрирует миф, но приобретает ценность само по себе.
Несмотря на фактическое наличие в Аттике фаланги (рис. 14), на вазах по-прежнему изображаются поединки героического типа (прил. 16). Все это свидетельствует о том, что в Аттике и после Солона продолжала доминировать аристократическая культура и в искусстве по-прежнему репрезентировались традиционные ценности. Это значит, что аристократия после реформы сохраняла свои ведущие позиции в обществе. Художники работали, удовлетворяя вкусам и запросам аристократии, и поэтому их внимание было
обращено, прежде всего, к современным реалиям аристократической жизни, и они использовали миф только для того, чтобы иметь возможность изобразить эти реалии. Соответственно, и мифологическая тематика изображений данного периода охватывает широкий спектр сюжетов: тут и сказания о богах и героях, и легенды троянского цикла, и что особенно интересно, подвиги Геракла и Тесея — двух главных греческих героев 17. Показательно также, что афинские мастера уже оставляют на вазах свои имена, что говорит о развитии индивидуалистического сознания. У этих мастеров были основания для гордости: из всех художников Греции они более всего преуспели в реалистичности и в живости изображения.
В это время развивается и аттическая скульптура: также как и везде, здесь начинаются отступления от устоявшихся канонов условности, от схематизма и статичности. Примером может служить скульптура, найденная на Акрополе и датируемая примерно 570 г. до н. э. (прил. 17). Она еще подчиняется общим канонам, но ее уже нельзя назвать застывшей и неподвижной (ср. прил. 7) — она стала «живее» и «человечнее». Такое «очеловечивание» скульптуры наглядно показывает стремление аттических мастеров конкретизировать, «оживить» изображения, сделать его более похожим на действительность. Это означает уже начало перехода от символического искусства к реалистическому, т. е. от религиозного к профанному. Следовательно, в Аттике, как и везде в греческом мире, в это время происходит изменение эстетической системы ценностей.