Понятие Восток на сторону в
исторической науке используется не столько как географическое, сколько
как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории
развития человеческого общества сложились те социальные и политические
институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со
времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I
тысячелетии до н. э. дихотомию Восток — Запад.
Принципиальные
различия восточного и западного цивилизационных путей развития
заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная
собственность играла господствующую роль, частнособственнические
отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного
на рынок, не занимали значительного места.
Это в свою очередь
сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на
отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых
институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося
гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с
правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена
полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и
свобод.
Восток в древности был представлен многими странами, рядом
крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской,
ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской) , но вышеуказанные
особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности,
застойный характер развития) были главными определяющими чертами их
типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных
стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.
Общие
традиционные черты древневосточного права определялись в значительной
мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких
социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех
нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права
прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное,
приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство
наследственных прав женщин с мужчинами и пр.
В древневосточном праве
нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях
преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые
документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без
какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения
норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или
религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения
человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной
концепцией мироздания, со словно-варнового деления в Древней Индии.
Говоря
об общих элементах правовых систем стран Древнего Востока, нельзя не
видеть и специфических черт их правовых принципов, институтов и норм,
связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной
системы ценностей.