Н. В. Гоголь в Ревизоре добивается комического эффекта тем, что он сам высмеивает своих героев, так сказать. Вспомним того же Хлестакова. то, как он заигрывал то с матерью, то с дочерью, обманывая и ту, и ту.
В основном Гоголь сравнивает героев, использует сравнение. Метафоры (скрытое сравнение). гипербола.
("И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
Гоголь построил действие комедии таким образом, что представители городской власти и люди имущие как бы сами навязали Хлестакову эту игру. Они словно сами страстно хотели видеть в этом проходимце важную, значительную персону. Естественно, здесь видна, как я полагаю, авторская позиция. Хлестакову явно не удается играть “вчистую”. Он постоянно дает поводы к разоблачению. Но его промахи лишь подогревают подобострастные чувства видавших виды чиновников. Конечно, Ревизор был бы смешон, если бы не был так грустен. Ведь перед нами открывается картина не только человеческой глупости, мы, можно сказать, видим наше общество со стороны. Проблема общества очень волновала Гоголя. И сейчас, к сожалению, мы ничем не отличаемся от тех людей, которых описал Гоголь в своем произведении.