Саукеле - очень древний, и, как считают казахи, священный головной убор невесты. Высокий (длина - более метра), конусообразный, из тонкого войлока, обшитого яркой, чаще всего бордовой или красной дорогой тканью, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями, бирюзой, рубинами, сердоликом, он упоминается во многих эпических поэмах и преданиях. Обязательным дополнением являлась прикрепляемая к макушке гладкая прозрачная белая вуаль - желек, которой обычно прикрывали лицо невесты или закутывали ее полностью во время исполнения ритуальной свадебной песни «Беташар». Венчают саукеле перья филина. Имелись на дорогих головных уборах и украшения для подбородка, и нависочные украшения. Все это делало изделие необычайно красивым, а значит, и дорогим. Все украшения саукеле несли важную смысловую нагрузку - прежде всего защитную. Например, сердолик древние мастера-зергеры считали оберегом. Когда невеста входила в юрту к будущему мужу и кланялась, необходимо было, чтобы кончик саукеле касался очага. Саукеле — это главное богатство невесты и символ всей свадебной церемонии, его носили только в первое время после замужества - около года, а потом снимали и надевали более простой, практичный и удобный головной убор. Саукеле никто не имел права надевать, кроме невесты. Его могли передавать по наследству как фамильную драгоценность. Женщина имела право носить его до рождения первого ребенка. Прототипами саукеле являются сакские головные уборы, от которых они унаследовали не только форму, но и ритуальную философскую значимость. Саукелеобразные головные уборы найдены археологами и в раннесредневековых погребениях. Прослеживаются явные связи между головным убором знаменитого сакского вождя - «Золотого воина», который является символом нашего государства, и традиционным саукеле. (Кстати, это дало основание некоторым исследователям предполагать, что «Золотой воин» на самом деле был девушкой). Конечно, такой головной убор стоил очень дорого. Его изготовлением занимались наиболее искусные мастера, в частности, закройщик, вышивальщицы, ювелиры. Узоры вышивались ирисом - толстыми скрученными разноцветными нитками, отделка шла «жгутовой вышивкой» и шитьем сетками. Ювелиры применяли литье, чеканку, штамповку, филигрань. Работа длилась около года, так что шили убор задолго до свадьбы каждой казахской девушки. А стоило саукеле не менее тысячи рублей или ста добрых отборных скакунов. На выставке Третьего конгресса ориенталистов в Петербурге 1876 году представленное саукеле оценивалось в 600 рублей. Оно было украшено тридцатью нитками кораллов, пятнадцатью нитками жемчуга, вышито красным шелком и обшито бахромой из золотых нитей. На его бляхах из благородных металлов горели самоцветы. Дорогие саукеле 1876 году демонстрировались также на Нижегородской выставке 1893 года.