Поэма «Цыганы» является ярчайшим примером романтического произведения, в котором Пушкин не описывает подробно и не анализирует быт и нравы табора, а, наоборот, выражает (по строгому определению романтического стиля) возвышенное эмоциональное отношение к философии жизни цыган. Абсолютное небрежение бытом, отсутствие стремления к накопительству, свободное отношение к любви, установка на то, чтобы следовать чувству, а не формальным законам — вот философия цыган, которая привлекательна для автора. Романтическим образам стихии цыган противопоставляется Алеко— абсолютно условный персонаж. Мы не знаем, кто он, какова его биография до встречи с табором. Внешние проявления Алеко позволяют думать о его готовности слиться с бродячим народом, жить в соответствии с миропониманием и чувствованием цыган. Тем не менее, сама месть Алеко, основанная на гордыне, говорит о неприятии им настоящей, подлинной свободы. Такое отношение к жизни отвергается цыганами. Поэт отмечает последовательность взглядов этих людей, их жизненной позиции. «Мы дики; нет у нас законов, мы не терзаем, не казним — не нужно крови нам и стонов». Эти слова говорят о том, что никакое принуждение не принимается цыганами, свобода выбора — их идеал. В этом и есть высший накал романтизма.