Описывая действительность, в которой он жил, А. С.
Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную
нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с
лучшими представителями этой среды. Это прослеживается в таких
произведениях поэта, как “Дубровский”, “Евгений Онегин”, характерно это и
для повести “Капитанская дочка”.
К лучшим
представителям дворянства в этой повести можно отнести Петра Гринева.
Детство и образование Петруши ничем не отличалось от детства и
образования таких же, как он, провинциальных дворянских детей: “С
пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за
трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на
двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о
свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза,
мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и
прованского масла”.
По исполнении семнадцати
лет отец отправляет Петра защищать отечество, служить императрице.
Наблюдая за Петром Гриневым в это время, с уверенностью можно сказать,
что юноше уже знакомы понятия “честь и благородство”: он одаривает
заячьим тулупчиком “вожатого” и отдает, вместо того чтобы отговориться
неплатежеспособностью, проигранные деньги едва знакомому офицеру. В
Белогорской крепости Петр Гринев увлекается писанием стихов и влюбляется
в Машу Миронову. Благородство и смелость этого человека проявляется и в
эпизоде с дуэлью. Он считает, что лучше умереть, чем позволить Швабрину
порочить имя возлюбленной. С приходом в Белогорскую крепость Пугачева
Гринев остается самим собой: он отказывается принять присягу Пугачеву на
том основании, что дал уже слово служить императрице, и как настоящий
дворянин это слово не может нарушить. Узнав о том, что Маша Миронова в
плену у негодяя Швабрина, Гринев, не раздумывая о последствиях,
бросается ей на выручку.
Однако, настраивая нас
на восприятие Петра Гринева как положительного героя, Пушкин не
стремится идеализировать его. Как и его отец, молодой Гринев, несмотря
на доброе отношение свое к Савельичу, воспринимает его все же как слугу,
о чем часто ему напоминает; “...подавай сюда деньги или я тебя взашей
прогоню” или: “Молчи, хрыч! Ты, верно, пьян, пошел спать... и уложи
меня”. Когда я читал повесть, мысль о том, что Гринев сочувствует иным
простым людям, кроме Пугачева, которому он был многим обязан, мне не
приходила в голову. Он с удовольствием, как и все дворяне, пользовался
привилегиями своего сословия и мало задумывался о несправедливостях
крепостного права, делающего одного человека рабом и слугой другого.
Конечно, это равнодушие юного Гринева можно
списать
на его молодость: первая любовь, обостренное чувство благородства, но, с
другой стороны, — примерно в таком возрасте Пушкин написал “Деревню”, в
которой гневно обличает несправедливость по отношению к угнетенному
народу. Но если учесть, что Пушкин — гений, самый лучший из
представителей своего сословия, то легко смириться с мыслью, что Гринев
все же тоже не из последних.
Еще отчетливее это
станет понятно, если противопоставить Гриневу другого дворянина, причем
более образованного, — Швабрина. Для Швабрина нет ничего святого. В
отличие от Гринева он корыстолюбив, мстителен, легок на измену и
предательство, честь и благородство этому человеку не знакомы: для него
ничего не стоит унизить женщину, даже любимую, Швабрин служит тем, с кем
ему выгодно.
Гринев и Швабрин — одного
поля ягоды, только солнце на них светило по-разному: Гриневу его было
достаточно, а Швабрин, вероятнее всего, рос в тени. Родители Гринева
были хоть и помещиками, но людьми добросердечными и благородными,
окружение Швабрина нам неизвестно, возможно, причина в этом... Как бы то
ни было, но не согласиться с тем, что Гринев — лучший из представителей
дворянства, невозможно.