Понятие «крылатости»
возникает у многих поэтов. Ведь им
свойственно возвышаться над обыденной сферой жизни, смотреть на связь вещей и
слов как бы «свысока», как никто до них не смотрел. Возьмем, например,
Ахматову: « я не могу взлететь, а с детства была крылатой».
И
в лирике Марины Цветаевой родство душ передается образом сложенных крыльев:
«Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает — и бездна пролегла
От правого — до левого крыла!»
Крылатая душа поэта позволяла ей отрываться от реального
мира, от вихрей и бездн полной бурными событиями первой половины 20 века. Революции, разруха, войны, полуголодное
существование, смерти близких. Цветаева всегда стремилась быть (и была!) над
этим миром.
"А за плечом - товарищ мой крылатый
Опять шепнет: - Терпение, сестра! -
Когда
сверкнут серебряные латы
Сосновой кровью моего костра"
Товарищ. Это она о крылатом гении вдохновения, не оставляющем ее. Еще он: "Рыцарь
ангелоподобный - Долг! Небесный часовой... Еженощный соглядатай, Ежеутренний
звонарь..."
Через год она напишет уже
об их единой природе с крылатым гением: "Крестили
нас - в одном чану…"
А оторванность от близких трансформируется в поэтическое одиночество («проклятость!»)
крылатой души:
«Новый
год я встретила одна.
Я,
богатая, была бедна,
Я,
крылатая, была проклятой.
Где-то
было много-много сжатых
Рук - и
много старого вина.
А
крылатая была - проклятой!
А
единая была - одна!
Как луна - одна, в глазу окна»
И это ведь не об одиночестве, а о своем призвании, о своем отличии от множества других, на которых она смотрит отстранено, как луна. Марина - одна служанка и повелительница крылатого гения, единая с ним:
"Умирая, не скажу: была.
И не жаль, и не ищу виновных.
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов
любовных.
Ты, - крылом стучавший в эту
грудь,
Молодой виновник вдохновенья -
Я тебе повелеваю: - будь!
Я - не выйду из повиновенья."
Для крылатой души – не важны внешние атрибуты ( хоромы или хаты), Ведь Цветаева привыкла приходить «в дом, и не знающий, что – мой», ей “все
нипочем”, и к жизни среди «врагов»
она привыкла:
"Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и о — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых! "
Образ же «крылатого гения» менялся и
усложнялся. Теперь это крылатый конь.Вспомним, что Пегас возник в момент
смерти медузы Горгоны, что он носил Зевсу выкованные Гефестом молнии-стрелы.
Тогда мы лучше поймем, что за огонь сжигал душу Марины Цветаевой:
«Ох, огонь - мой конь - несытый едок!
Ох, огонь на нем - несытый ездок!
С красной гривою свились волоса...
Огневая полоса - в небеса!»
Охваченная огнем эмоциональной
“безмерности», остро
чувствующая и пропускающая через себя недоступное бескрылым, ее крылатая душа
ненасытна:
«Что другим не нужно - несите мне
Всё должно сгореть на моем огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В легкий дар моему огню»
Вселившийся в Марину
Ивановну Цветаеву, слившийся с ней Крылатый Гений превращает ее жизнь в творческий
костер, на котором она сама и сгорела.