1. Современная социокультурная ситуация детства характеризуется противоречием «между возрастающей значимостью детства и полным игнорированием специфики детского возраста». (1) Все шире обсуждаются проблемы детства, растет рынок товаров и услуг для детей, создана огромная индустрия детства. Но все это: и производство товаров (одежда, игрушки, фильмы, компьютерные программы, книги), и производство услуг (а теперь именно этим термином обозначается и образование, и лечение, и развлечение), не учитывает возрастных особенностей и потребностей детей, а нередко и противоречит им, определяясь исключительно требованиями рынка.
Да и сама организация жизни современного дошкольника не только не способствует нормальному психическому развитию ребенка, но нередко тормозит и искажает его.
Утрачиваются отработанные в культуре способы общения ребенка со взрослыми, с ровесниками. Уже почти ушел в прошлое материнский фольклор, помогавший малышу выстраивать, упорядочивать окружающий его мир. Являясь опережающей моделью построения мира для ребенка, он одновременно был первой встречей с поэтической речью.
Взамен традиционной ритуальности детской жизни, повторяемости и предсказуемости событий, делающих мир ребенка устойчивым и безопасным, выстраивающих сознание и поведение ребенка — беготня по обучалкам и развивалкам или сиденье перед экраном телевизора и компьютера.
Не владеющие навыками самообслуживания дети не в состоянии собрать отдельные разрозненные действия в осмысленную деятельность, в осознанное и произвольное поведение.
Сдает свои позиции и детская игра — ведущая деятельность этого возраста, в которой формируются важнейшие психические новообразования. По материалам обследования пятилетних детей (2), у большинства не развито воображение, творческая инициатива, самостоятельность мышления, их речь ситуативна, несвязна, нелогична, эмоциональный тон снижен. А раннее обучение, которое заняло место игры, все эти «Математики» и «Философии» с пеленок, курсы риторики и психологии для пятилеток, подготовка с двух лет к школе и т. п., лишают возможности думать и действовать самостоятельно, изобретать, придумывать, удивляться и искать ответы на свои вопросы. Раннее обучение рождает у ребенка страх сделать или сказать что-нибудь «неправильно», страх, сковывающий воображение, мышление.
Все возрастающий темп жизни, тотальное внедрение телевизора и компьютера, раннее обучение приводят к информационным перегрузкам, снижению собственной познавательной активности ребенка. Быстро меняющиеся теле- и компьютерные картинки не оставляют времени задуматься, осмыслить и пережить увиденное.