«Февральская
лазурь» - это, пожалуй, самая известная картина И. Э. Грабаря. На ней очень
точно и в то же время очень эмоционально изображен тихий погожий день в конце
зимы. Опушка березовой рощи вся пронизана солнечным светом. Белизна стволов и
снега, ослепительно синее чистое небо, глубокие голубые с сиреневым отливом
тени, падающие от деревьев - все это придает картине удивительную
нежность, красоту и радостное настроение.
Чувствуется, что
еще морозно, но лучи солнышка уже хорошо пригревают. Весна совсем недалеко, она
вот-вот наступит! От таких мыслей становится весело, но в то же время и немного
жаль уходящей зимы. Хочется успеть вдоволь насмотреться на ее красоту,
надышаться морозной чистотой и свежестью, побродить по этой прекрасной зимней
роще.
Впереди всех
других деревьев автор картины изобразил старую березу. Она высокая, мощная, а
ее толстый ствол немного изогнут. Видно, что это дерево прожило немало лет,
повидало и вьюги, и ураганы, и вот теперь оно встречает новую весну. Ветки у
этой березы сильные и раскидистые. Они кажутся особенно белоснежными на фоне
яркого неба. На самом верху осталось много прошлогодних пожухлых листьев.
Пройдет не так уж много времени, и они сменятся новыми, зелеными и молодыми
листочками.
Чуть позади мы
замечаем множество тонких юных березок, которые сплелись ветвями, образуя
причудливые узоры. Это немного напоминает зимние узоры на оконном стекле.
Сквозь стволы и ветки хорошо видно безмятежное лазурное небо. Вверху картины
его синева яркая, насыщенная, а у горизонта цвет неба светлеет, становясь почти
белым. Изображение небесной глубины и бездонности особенно хорошо удалось
автору этого полотна. Пейзаж кажется живым. Как будто бы мы сами стоим на
опушке этой тихой, уснувшей до поры березовой рощицы и любуемся ее красотой.
Зимняя картина
наполнена ожиданием скорого тепла и радостного, светлого пробуждения природы.