Вы уже не раз
слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное.
Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено
строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая
заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку
за то, что она ведёт себя непочтительно по отношению к мышке, а
парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с
деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И
ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной
ответственности.С человеком всё обстоит намного сложнее. Его
деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное
существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств
– тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д.
Но как существо социальное (общественное) и разумное, своё
индивидуальное поведение человек всё-таки выбирает сам.Моральный выбор
с моральными нормами вы уже знакомы. Они дают образец правильного
поведения. Однако не станете же вы всерьёз утверждать, что человек
всегда ведёт себя правильно. Он может быть добрым, великодушным,
милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость,
ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У людей верующих на
этот случай есть замечательное слово – грех. Всё, что человек сделал
против морали, любое зло – это грех, говорят они. Справедливо.Так почему
же человек в одном случае поступает грешно, а в другом – морально,
честно, по-доброму? Человек сам всегда решает, как ему поступить:
соблюдать или не соблюдать моральные нормы.Вот простой пример. У вас
есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К
вам пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то
какое взять себе? Мораль – и вы это знаете – учит: всегда поделись с
ближним, лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистичная мораль:
своя рубашка ближе к телу.Вы задумались, как поступить? Вот это и
есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор – когда человек не
только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но
и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так:
моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к
другим людям.Но случаи бывают посложнее, чем угощение
яблоками. Есть такая философская притча (мудрый рассказ) о дровосеке. Он
честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком старательным,
хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали:
хворост шёл на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался…О
чём идёт речь? По моему мнению, в ней говорится о том, что человек
всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия –
добрые или злые – и, конечно, нести ответственность за результат. Потому
что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не
задумываемся о смысле своей деятельности, её общественных последствиях,
мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в
руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И ещё: где
гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим
работодателям, не станет жертвой зла и не попадёт в тот самый костёр? А
дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек…Короче
говоря, на каждом из нас – хотим мы того или не хотим – всегда лежит
ответственность за общественные результаты наших поступков. Вот таковы
наши размышления о притче. Быть человеком ответственным – это значит
правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться
предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть
разные виды ответственности, но самый главный – ответственность
моральная, ответственность перед собственной совестью.В жизни каждый из
нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью:
«Направо пойдёшь… Налево… Прямо…» Куда пойти? Думайте, решайте, выбирайте