Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях
высоких моральных качеств. Отношения между кошевым и казаками основаны
на принципах гуманности и справедливости. Власть кошевого отнюдь не
влечет за собой необходимости слепого повиновения ему. Он не столько
хозяин общества, сколько его слуга. Он руководит казаками на войне, но
обязан выполнять все их требования в мирное время. Любой из запорожцев
мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог
быть смещен. Узнав от гонца о набеге врагов на Сечь, казаки собрались
на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с
тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, по совещаться, как
ровные между собою» (II, 123). Запорожская Сечь в изображении Гоголя -
это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут
люди широкого размаха души, абсолютно свободные п равные, где
воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего
выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны. Конечно,
в этой патриархальной демократии есть свои слабости.