Переезд через Урал
Со.,..нце едва начинало всходить а тарантас
наш уже ехал по берегу Урала окружен...ый кон-
воем башкир. Переезд через реку был как
нельзя живописен крутые берега утесы таран-
тас до половины колес погружен...ый в воду
прыгающие лошади башкиры вооруженные
луками ружья и кинжалы сверкающие на солн-
це все это осв...щен...ое яркими лучами состав-
ляло пр...крас...ную и оригинальную картину.
Урал в этом месте (н...) широк но так быстр что
нас едва н... унесло течением. На другой стороне
степь приняла совершен...о другой вид. Дорога
скоро исчезла и мы ехали по крепкой глинис-
той почве едва покрытой сож...ен...ою со...нцем
травою. Степь рисовалась перед нами во всем
своем необ...ятном величи... подобная слегка
взволнован...ому морю. Тысяча (разно) цветных
от...енков бороздили ее в разных направлениях
в иных местах с...лался прозрачный пар через
другие бежали тени облаков и все казалось в
движении хотя н...чего н... поражало нашего
слуха кроме стука колес и конского топота. Вдруг
один башкир остановил коня и протянул руку.
Последовав глазами за направлением его паль-
цев я увидел несколько (светло) ж...лтых точек
движущихся на горизонте то были сайгаки. Один
из нас сел на башкирскую лошадь в надежде что
успеет как (нибудь) к ним по д...ехать но едва
сайгаки увид...ли эти приготовления как пус-
тились бежать (не) смотря на то что нас разде-
ляло несколько верст. Мы продолжали путь и
вскоре стали различать кибитки расположен...ые
у подножия высокого и длин...ого утеса (сине)
лилового цвета который как я узнал позже на-
зывался Кук-Таш то есть синий камень и со-
стоял из яшмы. Несколько казаков выехали
нам (на) встречу и между ними хорунжий Иван
Иванович заведовавший на коч...вке всеми охо-
тами. Казаки говорили что сайгакам нет числа
и что не помнят что (бы) их приходило такое
множество. Они полагали что засуха БЫТ...СНИ-
ла их из глубины степей и заставила искать
прохлады (в) близи Урала.
(По А. К. Толстому.)
(276 слов)
Задания
1. Найдите в тексте вводные слова и поясните по-
становку знаков препинания при них.
2. Подчеркните обособленные определения. Опреде-
лите, чем они выражены.
3. Найдите предложение с обобщающим словом при
однородных членах, поясните знаки препинания в
нем.
4. Сделайте синтаксический разбор последнего пред-
ложения. Составьте его схему.
5. Разберите по составу слова: окруженный, живопи-
сен, покрытой, подъехать, множество, вытеснила.
6. Сделайте словообразовательный анализ слов: ве-
личии, взволнованному, разноцветных, подножия,
навстречу, разделяло, засуха.