Район Тихого океана по соседству с японскими островами Огасавара с давних времен пользуется у моряков дурной славой. Впрочем, не мудрено - по мнению исследователей аномальных явлений, он расположен на периферии так называемого «моря Дьявола» - моря, не обозначенного на морских картах, да и в соответствующей литературе его местоположение трактуется весьма произвольно. Во всяком случае, из этого района довольно регулярно приходили сообщения о бесследно исчезнувших судах.
В середине 70-х этот район привлек внимание ученых из Университета Киото. Раз его избегают суда, стоило изучить возможность затопления в этом глубоководном (глубины свыше 5000 метров) районе океана радиоактивных отходов. И вот в 400 километрах от Огасавары ими был обнаружен гигантский водоворот - его радиус составлял около 100 километров. Исследования показали, что водоворот поднимается с глубины 5000 метров до поверхности океана. В центре этой гигантской воронки имеется впадина, уровень воды в которой на несколько десятков метров ниже уровня океана. По подсчетам океанологов, энергия этого водоворота в 10 раз больше энергии обычного течения. И еще одна странность, пока не нашедшая никакого объяснения: примерно раз в 100 дней этот водоворот меняет направление своего вращения.
Подобные гигантские водовороты обнаружены и в районе Бермудского треугольника, вблизи Шри-Ланки и даже у берегов Антарктиды. В центре таких водоворотов имеется довольно глубокая впадина: например, возле Шри-Ланки ее глубина превышает 100 метров. Со спутников зафиксированы глубины впадин до 200 метров.
Хотя легенды о таких водоворотах известны уже несколько столетий, первые инструментальные измерения вихрей в открытом океане были выполнены в 1970 году в тропической Атлантике на морском полигоне «Полигон-70» экспедицией Академии наук СССР. Океанологи назвали их синоптическими вихрями, что не совсем удачно - ведь мы привыкли называть синоптическими вихрями атмосферные циклоны. По аналогии их можно было бы назвать и морскими циклонами, но в зарубежной литературе привилось другое название - ринги, понятное и без перевода.
Морские водяные вихри живут гораздо дольше воздушных, но, в целом, обладают одинаковыми свойствами: временный характер, циклическое зарождение, перемещение и разрушение внутри более крупных циркуляций.
Только в Северной Атлантике таких рингов было обнаружено около 10. Их возникновение связано с Гольфстримом, который, миновав мыс Гаттерас, отходит от побережья Северной Америки и начинает образовывать петлеобразные изгибы-меандры. Некоторые из меандр отрываются от основного потока и становятся самодеятельными вихрями, скорость течения в которых может достигать 4 и более километров в час. Яхта или плот, попав во время длительного штиля в такой водоворот диаметром 150-300 километров, спустя несколько суток, проделав достаточно большой путь, может оказаться почти на том же самом месте. Дрейф же самого такого водоворота весьма незначителен и редко превышает 3 километра в сутки.
В ходе исследования рингов было установлено, что вихри, обособляющиеся от Гольфстрима с его южной стороны, отличаются от окружающих теплых вод Саргассова моря тем, что в их центре более низкая температура. Те же вихри, которые отделяются от северной стороны Гольфстрима, имеют более теплый центр.
Ринги с теплым центром смещаются, как правило, со скоростью до 5 километров в сутки. Существует такой ринг около года, затем, снова оказавшись в районе мыса Гаттерас, вливается в Гольфстрим. Дрейф рингов с холодным центром в основном юго-западный. Место исчезновения - у восточного побережья п-ва Флорида, срок существования - в 2-3 раза дольше. Удавалось отслеживать ринги, живущие до 4-5 лет.
В центрах холодных рингов часто возникают туманы, отличающиеся чрезвычайно большой длительностью: ведь здесь океанский водоворот поднимает с глубин 2,65-3,5 километра к поверхности воду с очень низкой температурой. При охлаждении теплого воздуха, соприкасающегося с холодной водной поверхностью, происходит процесс конденсации водяного пара, увеличение концентрации которого и является причиной ухудшения видимости.
С возникновением быстродвижущихся рингов связано и возникновение интенсивных магнитных вариаций, а также нарушение работы радиосвязи. Океанолог В. Войтов, участвовавший в нескольких рейсах в район Бермудского треугольника, рассказывает: «Во время первого экспедиционного рейса нового научно-исследовательского судна «Академик Келдыш» нам пришлось работать по национальной программе «Разрезы» в районе Бермудского треугольника. Работа ладилась, и настроение у всех было хорошее. Вот только радисты ходили сумрачные. Начальник радиостанции Игорь Салтановский сетовал: «Чувствую себя буквально разбитым - никак не удается наладить нормальную связь с Москвой, ни днем, ни ночью. Прямо гнилой угол!»
Быстродвижущиеся ринги, связанные с ними плотные локальные туманы и длительные нарушения связи - это лишь некоторые из не до конца разгаданных тайн Бермудского треугольника и других таинственных зон Мирового океана.