Общая характеристика публицистического стиля
Публицистический стиль стал обособленным языковым стилем в середине
XVIII века. В отличие от других стилей, он имеет две устных
разновидности, а именно: ораторский подстиль и подстиль радио- и
телевизионных дикторских текстов.
Письменные подстили — это эссе (философские, литературные,
нравственные) и журналистские статьи (политические, социальные,
экономические). Общая цель публицистического стиля — воздействовать на
общественное мнение, убедить читателя или слушателя, что интерпретация,
данная автором, единственно верна, и побудить его принять излагаемую
точку зрения. Публицистический стиль характеризуется четкой и логичной
синтаксической структурой с обширным использованием соединительных слов и
тщательным разбиением на абзацы. Сила эмоционального призыва
достигается использованием эмоционально окрашенных слов. Стилистические
приемы, как правило, традиционны, и индивидуальный элемент не слишком
очевиден. Для публицистического стиля также характерна лаконичность
выражений, иногда это становится главной его особенностью.
Ораторский стиль — это устная подкатегория публицистического стиля.
Прямой контакт со слушателями позволяет использовать сочетание
синтаксических, лексических и фонетических особенностей как письменной,
так и устной речи. Типичные особенности этого стиля — прямое обращение к
публике; иногда — использование стяжений и разговорных слов.
Стилистические приемы, задействованные в ораторском стиле, определяются
коммуникативной ситуацией. Так как публика полагается только на память,
говорящий часто прибегает к повторениям, чтобы слушатели могли следить
за основными положениями его речи. Говорящий часто использует аналогии и
метафоры, но, как правило, традиционные, поскольку индивидуальные
стилистические приемы были бы трудны для восприятия.
Эссе — это, в большей степени, личные размышления, чем законченное
изложение доводов или всеобъемлющее исследование вопроса. Характерными
языковыми особенностями эссе являются: лаконичность; речь от первого
лица единственного числа; довольно обширное использование соединительных
слов; частое использование эмоциональной лексики; использование
аналогий и устойчивых метафор. Язык журналистских статей во многом
зависит от характера газеты или журнала, а также выбранной темы.
Литературные обзоры стилистически ближе к эссе.
Стройков отмечает, что «публицистический стиль занимает промежуточное
место между научным стилем и художественным» [Стройков, 2009, с 14 –
15]. С научным стилем его сближает логическая последовательность в
изложении фактов, развернутость высказывания, более или менее строгое
деление на логические отрезки (абзацы). Связь с художественным стилем
заключается в наличии ряда общих черт: образность речи, и, в
особенности, эмоциональные элементы языка, весьма характерны для
публицистического стиля, однако средства эмоционального воздействия,
применяемые в публицистическом стиле, подчиняясь общим его
закономерностям, не обладают той свежестью и субъективной окрашенностью,
которые характерны для стиля художественной речи. В публицистическом
стиле образность речи носит устоявшийся характер. Метафоры, сравнения,
перифразы и другие средства эмоционального воздействия берутся из общего
языкового фонда выразительных средств. Другая черта, сближающая этот
стиль с художественным, – это проявление индивидуального в изложении
содержания. И здесь, конечно, степень проявления индивидуального
ограничена особенностями самого стиля. Третья черта публицистического
стиля – краткость изложения.
Жанровая стратификация публицистического стиля: 1) призыв, 2)
воззвание, 3) заметка, 4) репортаж, 5) отчет, 6) интервью, 7)
корреспонденция, 8) статья, 9) обзор, 10) письмо, 11) обозрение, 12)
очерк, 13) раздумья, 14) зарисовка, 15) фельетон, 16) памфлет, 17)
ораторская речь, 18) очерк, 19) судебная речь, 20) выступления по радио,
телевидению, на собрании, 21) доклад и др.