20.11.1864 года, после длительной подготовки были приняты судебные уставы:
- Учреждения судебных установлений - Устав уголовного судопроизводства
- Устав гражданского судопроизводства
- Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Именно эти уставы составили в целом судебную реформу. Статья 353 гласила.
“Учреждения судебных установлений” устанавливала следующее: “Присяжные
поверенные состоят судебных местах для занятия делами по избранию и поручению
тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению
в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных
мест”.
Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды, судебные
палаты и Правительствующий сенат,
Окружные суды создавались в специальных судебных округах. Округах, как
правило, совпадающих с территорией губернии. Председатель и члены окружного
суда назначались императором по представлению министра юстиции.
К лицам, назначаемым на судейские должности, предъявлялись определённые
требования И если ранее закон не предусматривал и не
устанавливал для судей образовательного ценза, поэтому в судах первой
инстанции были неграмотные судьи, то теперь это было необходимо. Срок
полномочий для судей этого уровня не устанавливался.
Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное
отделение, в свою очередь, делился на две части: коронный суд и суд присяжных
заседателей. В заседаниях участвовали три коронных судьи .
К основному полномочию окружения судов относилось рассмотрение уголовных и
гражданских дел по первой инстанции.
Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные
следователи, которые должны были действовать в контакте с полицией.
Суд с участием присяжных заседателей – прогрессивное явление для того
времени. Он считался лучшей формой суда, т.к. обеспечивал привлечение к
отправлению представителей народа.
Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями и
утверждались губернатором. Они должны были отвечать имущественному цензу,
цензу оседлости и т. д. Закон оговаривал, что ни учителя школ, ни лица,
находящиеся в услужении у частных лиц в списки не вносятся.
При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трёх судей и 12-ти присяжных
заседателей. Роль присяжных заседателей была довольно ограниченна. Председатель
суда ставил перед ними вопрос о виновности подсудимого. Присяжные должны были
ответить на вопросы коронного суда. Приговор окружного суда с участием присяжных
заседателей считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке в Сенат по признаку формального
нарушения процессуального закона. Закон подробно определял все стадии
рассмотрения дел в окружном суде, права сторон,
порядок ознакомления с доказательствами и их оценки . Введение суда присяжных в России было встречено
неоднозначно. Одни восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма
государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и
критиковали, порой довольно остро.