Андрий вызывает у нас сложные чувства. Сначала он нравится. Действительно, он красив, храбр и в чертах его лица нежности больше, чем у Остапа. Не случайно и мать в момент прощания кинулась прежде к Андрию. Однако именно он и предает мать, отца, товарищей и отчизну. Как и почему могло это случиться? Вот проблема, которая не может не волновать. Именно ее следует обсудить. В центре внимания, таким образом, Остап и Андрий, две судьбы, два пути в жизни. «…Сопоставляя высокие патриотические порывы с индивидуалистическими стремлениями Андрия, Гоголь раскрывал,- замечает М. Б. Храпченко,- этот конфликт как конфликт большого идейного значения». Конфликт становится понятен учащимся, как отмечалось, при условии работы над текстом, сопоставления поступков и стремлений Остапа и Андрия и наблюдений над особенностями их изображения. Если Остап - выдержанный, целеустремленный в своих поступках воин с задатками полководца, отсюда и сравнение рыцарских качеств его с качествами льва, то Андрий - это воплощение пылкости, порыва, необузданных желаний и неожиданных решений. Более всего привлекает его в борьбе не достижение цели, во имя которой она ведется, а сам процесс боя, упоение боем. Сражение для Андрия - «очаровательная музыка пуль и мечей», «бешеную негу и упоение» видит он в битве. Не случайно Гоголь дважды повторяет слово «бешеный»: «бешеная нега», «бешеный натиск». Поэтому и меткое, но снижающее достоинство воинской доблести Андрия сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «…летят головы, с громом падают на землю кони, а он [Андрий] несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных». В этом упоении боем весь Андрий, в этом проявляется сущность его пылкого и необузданного характера. Важно обратить внимание па слова татарки, передающей просьбу панночки прийти к ней в осажденный город либо дать хлеба для ее матери. Панночка более трезво, чем Андрий, оценивает создавшееся положение. Она понимает, что для всех запорожцев - она из стана врагов, поэтому и она враг. Как же поступает Андрий? Какой выбор делает он? Обращаясь к тексту, Читатели отмечают строки, раскрывающие душевное состояние Андрия. Колебаний у Андрия нет. В этом сразу убеждаются все. Как и в бою, он во власти своих эмоций. Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагами. Пренебрегает он и воинским долгом. Не задумываясь, отрекается от матери, отца, родины во имя любви к польской панне. И с этого момента он противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию. На основании анализа этого эпизода Читатели понимают, что эгоистическое начало одержало верх в душе Андрия над всеми остальными чувствами и разумом. Сопоставление поступков Остапа и Андрия при выполнении третьего задания затрудняется тем, что приходится сравнивать эпизоды, находящиеся в разных главах. Однако события, описанные в них, происходят почти одновременно, что и облегчает их сравнение. Если Остап храбро сражается, то Андрий, поглощенный чувством к польской панночке, остается в стане врагов. Находя соответствующие отрывки, Читатели сравнивают поведение братьев. Вот что говорится об Остапе: «Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбенка Остапа: он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека».