В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. То есть можно сказать, что потребность-это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности, человеческой личности, социальной группы и общества в целом. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Тем самым потребности постоянно растут. Поэтому потребность становится побудителем активности. Человек начинает искать возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей - подавляет или заменяет данную потребность другой, наиболее близкой к ней.
Формирует и развивает потребности человека - общество, в котором протекает его жизнедеятельность. При этом большое значение имеют место и роль, которые занимает и выполняет человек в данной среде.
На формирование потребностей и интересов решающее влияние оказывают экономические и социальные условия общества, трудовая деятельность и воспитание.
Кстати человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, коллективные, групповые и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические. И все они на прямую зависят от общества.
Например рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое. Так же ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.
Производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.