1.Популярность темы железной дороги в лирике.
(Тема «железной дороги» была особо популярна в лирике 40-60 годов XIX века. Первая железная дорога – крупнейшая магистраль Москва – Петербург – стала сенсацией, на которую каждый поэт откликался по-своему. «Факт железной дороги» нашел отражение и в лирике Некрасова) .
2.Первая часть поэмы-описание осеннего пейзажа за окном.
( Нет сомнений в том, что поэт, размышляя над чем-то важным («думаю думу свою») , все же любуется простотой русского пейзажа) .
3. Вторая часть поэмы –противопоставление природы и человеческих отношений.
(«нет безобразия в природе» , тема рабского труда и бесправия народа с одной стороны, жажда наживы, бесчеловечность с другой, «вскрывает» правду и звучит обвинением в адрес тех, кто готов забыть непосильный труд, голод, смерть тысяч крестьян, то, о чем поэт «при лунном сиянии» рассказывает мальчику) .
4. Третья часть поэмы -диалог: Ваня – отец-генерал – попутчик-поэт.
5. Четвертая часть поэмы -окончена великая стройка.
(Рабочий народ закончил «труды вековые» и что же получил взамен? – «каждый подрядчику должен остался» . Сгладить конфликт «помогает бочка вина» , щедро выставленная купчиною, да «подаренная» недоимка. Обман налицо, но «ура» раздается все громче, дружнее, протяжнее… )
6. Скрытый спор между генералом и поэтом.
(Это не просто спор людей, чье мнение не совпадает, это столкновение двух взглядов, двух мировоззрений о роли народа в истории.
Авторская ирония (ею пронизана вся 4-ая часть) вызвана не только социальной несправедливостью, но и тем равнодушием к собственной участи, какую выказывает русский мужик) .