СЕМИОТИКА, наука о знаках.
Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой
метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих
понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики
(существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся
конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается
дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую
коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение
животных, информационные и социальные процессы, функционирование и
развитие культуры, все виды искусства (включая художественную
литературу), метаболизм и многое другое.Идея создания науки о
знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых.
Основателем семиотики считается американский логик, философ и
естествоиспытатель Ч.Пирс
(1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение
знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы),
установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса,
изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к
тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили
известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем
фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис,
который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики.
Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и
философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики
(курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916.
Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде
всего французской) как синоним семиотики.В 1923 немецкий философ Э.Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.Несмотря
на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее
сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс
представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как
раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке
психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными
науками.В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого
по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции,
восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий
материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но
наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции,
восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева,
знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за
Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он
представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются
термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого»
используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и
иногда «смысл».Другое ключевое понятие семиотики – знаковый
процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация,
включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит
намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется
отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом.
Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет
передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие
означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть
выбран таким