Данное стихотворение написано разностопным ямбом. Этот размер характерен для всего творчества Пушкина.
Рифмовка перекрёстная (АБАБ), с чередованием женской и мужской рифм. Произведение разделено на две строфы, каждая из которых начинается с анафористического повтора: «Я вас любил». Это, и то, что в этих строчках используются глаголы прошедшего времени, ещё более усиливает настроение безвозвратно ушедшего от героя счастья.
Эти три слова («я вас любил») выбиваются из ритмического рисунка произведения. Ведь стихотворение написано ямбом, но в данной фразе ударение падает на первый, второй и четвёртый (спондей). Такие смысловые ударения усиливают значение этой строчки. И, на самом деле, они обладают большой выразительностью:
Я вас любил: любовь ещё, быть может…
Я вас любил безмолвно, безнадежно…
Я вас любил так искренно, так нежно…
Вообще всё произведение написано о том, что происходит в данный момент. Оно не является воспоминанием как таковым. На это указывают глаголы настоящего времени в третьей и четвёртой строчках («Но пусть она вас больше не тревожит // Я не хочу печалить вас ничем»). Поэтому можно определить жанр стихотворения как послание или письмо. Если обратиться к специфике этого жанра, то можно понять, почему в двух последних строках появляются глаголы будущего времени. Это своеобразный постскриптум, в котором поэт напутствует адресата:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Каждая строфа синтаксически является предложением. Но мысли разделены между собой точкой с запятой, а не запятой, как обычно. Такое графическое разделение строк подразумевает большую смысловую паузу. Это говорит о волнении лирического героя, о боли, с которой даются ему эти строки.
Это то, что касается особенностей формы стихотворения. Теперь обратимся к его содержанию.
Первое четверостишие построено на художественном олицетворении. Лирический герой одухотворяет свою любовь, представляя её, одновременно, и частью себя, и отдельной сущностью:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Так поэт доказывает мысль о том, что любовь даётся человеку свыше, он не в силах ею управлять. Это стихия, которая захватывает всё существо. В последних двух строках звучит укор лирической героине. Поэту жаль, что его любовь только «тревожила».
Следующие строки обращены, скорее всего, не к женщине, а к самому себе. Поэт с нежностью вспоминает своё чувство, которое и больно, и сладко одновременно. Какие красочные эпитеты использует автор!
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим…
Последние строчки стихотворения очень показательны для любовной лирики Пушкина. Он никогда не проклинает чувства к женщине и остается джентльменом до конца, как бы не окончились отношения. Это выгодно отличает пушкинское творчество от любовной лирики Лермонтова:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Стихотворение Пушкина является одним из замечательнейших произведений русской литературы. Оно положено на музыку, а это одна из высших похвал поэту, которые только могут быть.
Если это стихи Пушкина?!