Понятие «древнерусская литература» столь привычно, что уже почти
никто не замечает его неточности. Примерно до середины XV столетия
древнерусскую литературу правильнее было бы назвать
древневосточнославянской.В первые века после крещения Руси и
распространения в восточнославянских землях письменности литература
восточных славян была единой: одни и те же произведения читали и
переписывали книжники в Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в
Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные
восточнославянские народности: русские, украинцы и белорусы. Прежде единый
древнерусский язык распадается: зарождаются русские, украинские и
белорусские языки.
Основной круг произведений - религиозно-назидательные сочинения,
жития святых, богослужебные песнопения - был общим для древнерусской
литературы и для литератур других православных славянских стран - Болгарии
и Сербии. Ведь у восточных славян и у южных, сербов и болгар, были едиными
и вера, и язык церковной письменности, церковно-славянский. В
южнославянских землях переписывались и читались древнерусские произведения,
а на Руси – произведения болгарской и сербской книжности. И южные, и
восточные славяне считали образцом для собственных сочинений византийскую
церковную литературу. Византия для них являлась и хранительницей
православной веры, и великой империей. Православные славянские государства
стремились добиться равноправия в политических отношениях с Византийской
империей, а для православного славянства было очень ценно культурное
общение с Византией. На Руси многие византийские религиозные произведения
распространялись в южнославянских переводах.