Григорий 7
инициатор Клюнийской реформы Католической церкви в Средние века.
в 1059 под его влиянием Латеранский синод утвердил право избрания папы исключительно за кардиналами, отстранив тем самым светскую власть от непосредственного вмешательства в дела управления Церковью.
в 1073, главной целью своего понтификата Григорий VII видел прежде всего обновление Церкви, которое по его имени получило название григорианской реформы. На синоде, созванном в Риме в 1074, папа перечислил суровые наказания для духовенства за нарушения целибата (безбрачия) , а также за продажу и покупку церковных должностей — симонию. Верующим было запрещено причащаться от женатых либо корыстолюбивых священников. Реализацию этих решений папа доверил легатам, разосланным по всей Европе.
Весной 1075 Григорий VII сформулировал свою программу в коротком, не предназначенном для широкого ознакомления документе, названном «Диктатом папы» : наименование «папа» относится только к римскому епископу, только папа обладает властью назначать и короновать императора, только папа имеет право называться Вселенским епископом. В этом же году на Римском синоде папа запретил светским властям осуществлять назначение, смещение и перевод епископов, т. е. лишил их права на инвеституру, а также запретил духовенству получать какие бы то ни было церковные должности из рук светских владык.
Генрих4
Деятельность Генриха IV, стремившегося к благосостоянию и миру подданных, в значительной мере соответствовала нуждам народа, в памяти которого Генрих Наваррский остался как le bon roi Henri — «Добрый король Анри». В начале XVIII века в эпической поэме Вольтера «Генриада» король предстал идеализированным героем, правившим Францией «и по праву завоевания, и по праву рождения». К народному образу Генриха IV апеллировали Бурбоны при попытках Реставрации в конце XVIII — начале XIX вв., а затем и при самой Реставрации. Ему посвящена знаменитая песня, приписываемая Дю Корруа — «Vive Henri Quatre»: «Да здравствует Генрих Четвёртый, да здравствует храбрый король, этот четырежды чёрт, имевший тройной дар: пить, воевать и быть галантным кавалером», бывшая очень популярной в эпоху Наполеоновских войн и позже.
У этой песни существует русскоязычный вариант — «Жил-был Анри Четвёртый. Он славный был король.» — вольный перевод французского оригинала (стихотворный размер изменён; мелодия Тихона Хренникова). В пьесе «Давным-давно» Александра Гладкова, по которой снят фильм Э. Рязанова «Гусарская баллада», бодрое начало этой песни поют французы в начале кампании, а грустный финал — разбитые и отступающие.
Иннокентий3
Это фигуры расцвета и заката средневекового папства. Иннокентий III был очень мощной фигурой : инициировал ряд крестовых походов (4-й, альбигойский, прусский) и создание рыцарских орденов (Тевтонский, Меченосцев) . Созвал Латеранский IV Вселенский Собор. Низложил английского короля Иоанна Безземельного, подчинил себе царя Болгарии, королей Арагона и Португалии, Сицилийское королевство. Добился расширения Папской области до наибольшего объёма. Бонифаций VIII, напротив, стал последним из пап XIII в. , пытавшийся подчинить светскую власть церковной. Вместо раздробленной Западной Европы ему пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами. Духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе. В ответ на папскую буллу «Unam Sanctam» король Филипп IV созвал Генеральные штаты, которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Приближённый короля Гийом Ногаре арестовал и избил папу, в результате чего тот и скончался от нервного потрясения. Поражение Бонифация VIII в борьбе со светской властью означало крах политических амбиций папства.
Франциск Ассизский (Franciscus Assisiensis), (наст. имя - Джованни Бернардоне (Bernardone)) (1181 или 1182 - 3.Х.1226) - итал. религ. деятель. Из купеч. семьи. Возможно, под влиянием ереси вальденсов отказался от богатства и с 1206 посвятил себя проповеди евангельской бедности, при этом, однако, сохраняя лояльность по отношению к католич. церкви. В 1207-09 основал братство миноритов, при содействии папства превратившееся в монашеский орден францисканцев. Церковь сумела использовать в своих целях проповедь Ф. А., завоевавшего большую популярность в плебейских массах. В качестве странствующего проповедника Ф. А. побывал в Испании, Юж. Франции, Египте, Палестине, и везде складывались орг-ции его последователей. По возвращении с Востока (где он пытался распространять христианство среди мусульман) Ф. А. в 1220 отошел от руководства францисканцами, противясь перерождению их в обычный монашеский орден. В 1228 был канонизирован.
Святой Доминик Гусман, основатель знаменитого монашеского ордена Доминиканцев, находится в числе великих реформаторов.