Турция – пятый по величине торговый партнер России. Уступает по объемам экспорта только Китаю, Германии, Нидерландам и Италии, зато превосходит Беларусь, Казахстан и Украину. Взаимная торговля превышает сумму в 30 миллиардов долларов в год. При этом у нас с Анкарой запланирована реализация проекта газопровода «Турецкий поток» в Южную Европу. Есть планы строительства первой в Турции АЭС «Аккую» стоимостью 22 миллиарда доларов. И хотя и незначительное на этом фоне военное и военно-техническое сотрудничество.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), начиная с 1991 года по сегодняшний день Россия поставила в Турцию продукции военного назначения на сумму 201 миллион долларов. Немного меньше одного процента от годовой выручки госкомпании «Рособоронэкспорт». Но многие наши системы вооружения интегрированы в турецкие, они считаются гордостью местного ВПК.
И вот все это идет коту под хвост только из-за того, что турецкие ВВС хладнокровно расстреляли наш Су-24. Хладнокровно в прямом смысле, даже если принять во внимание версию Анкары, что «сушка» нарушила турецкое воздушное пространство. Если это так, то согласно картам находиться в нем он мог при скорости 1 200 километров в час не более девяти секунд! За это время не то что поднять истребители F-16 с ближайшего аэродрома нельзя, но и «20 раз пробубнить» предупреждение по связи о нарушении нашим самолетом воздушного пространства Турции.
Значит, бомбардировщик вели и ударили в буквальном смысле «в спину» из засады. Для партнера, с которым налажены нормальные экономические, дипломатические и, главное, военные связи – наши и турецкие корабли обмениваются официальными визитами, у нас проходят совместные учения,– это не просто подлость. Это предательство.